Бывший олигарх Михаил Ходорковский (Цюрих, Швейцария) не устает делиться своими взглядами на будущее России и свою роль в формировании этого будущего. Собственно, чего б и не поделиться, если спрашивают.
На этот раз спрашивало издание Meduza (Рига, Латвия). Беседа получилась пространной, интервью пришлось делить на две части. Не то чтобы уникальное явление, но все же в интернет-изданиях встречающееся довольно редко.
В беседе Михаил Ходорковский подчеркивает, что не является политиком и не стремится к этому: "Я превосходно понимаю, что если бы я хотел быть именно политиком, это накладывало бы жуткие ограничения, в которых конкуренцию не выигрывают".
Он, впрочем, и ранее утверждал, что не имеет политических амбиций. И при этом экс-олигарх не видит никаких противоречий со своими же собственными заявлениями относительно готовности стать президентом России. Для преодоления "кризисной ситуации", если это потребуется.
По мнению Ходорковского, таковая ситуация - уже свершившийся факт. "Желание реальной стабильности - не того бардака, который сейчас называется стабильностью - оно же у людей есть. Тот, кто им эту стабильность предложит, кому они смогут поверить, сможет в этой ситуации разрулить", - подчеркнул он.
Кто это мог бы быть? Себя, разумеется, экс-олигарх не называет. Он вообще в интервью предстает человеком исключительно скромным, не стремящимся на первый план. Но если вынудят обстоятельства...
Собственно, кандидатов на роль "стабильность приносящих" практически и нет. Часто поминается Алексей Навальный. Но складывается впечатление несколько высокомерного отношения со стороны экс-олигарха. В интервью Михаил Ходорковский предстает человеком со стратегическим мышлением - в отличие от...
По его мнению, у Навального хорошо получается с распространением газет и сбором подписей: "...если надо сказать людям: если вы раздадите миллион газет или подпишете миллион подписей под конвенцией, то завтра у вас изменится ситуация с коррупцией... Лучше, чтобы это сделал Навальный".
"А если надо убедить 100-200-300 тысяч человек в том, что надо думать, как строить страну будущего, что надо выходить к людям, работать с ними, объяснять им, обучать их, за счет этого продалбливаться к их сознанию - и одновременно, чтобы тебя люди узнавали. И все это - для того, чтобы, когда по тем или иным причинам этот режим уйдет, знать, что делать на следующий день - и иметь возможность это делать, потому что люди тебя знают", - эта задача, по мнению Ходорковского, гораздо важнее. И именно ее он и ставит своей целью. Ну или по крайней мере говорит, что ставит.
Возникает, правда, вопрос - с какой стати он отводит себе такую роль. Что из прошлой деятельности Михаила Ходорковского подтверждает мнение, что он является обладателем некоего знания, которым может поделиться?
Книга "Человек с рублем"? Из нее действительно многое было на цитаты растащено - в силу откровенности "произведения", на грани цинизма. Но это вряд ли.
Или "успехи" ЮКОСа по скупке депутатов Госдумы? Едва ли это имелось в виду.
Эффективная предпринимательская деятельность экс-олигарха и его окружения в 1990-х-начале 2000-х? Это, мягко говоря, весьма спорно. Взгляды на этот счет диаметрально противоположные.
Просветительская миссия - это еще один пункт нынешнего Михаила Ходорковского. К ней он возвращается неоднократно, говорит об этом много и охотно. Не особо акцентируя внимания на целях.
"Изменить страну к лучшему" - это, конечно, понятно. Но кто ж подобного не хочет. Михаил Ходорковский в этом отнюдь не одинок.
Это, правда, не дает ответа на вопрос, почему речь все время идет о "просвещении". Ну в самом деле, о чем идет речь? В чем миссия? В создании интеллектуальной элиты? Силами сайта "Открытой России" или спонсирования газет/радиостаций/телеканалов? Или же речь о своего рода клиентской сети, готовой "не рефлексировать" и воспринимать на веру установки "гуру"? Вполне себе вариант - особенно учитывая, как Михаил Ходорковский рассуждает об "объяснении" и "обучении".
Как уже было сказано, экс-олигарх подчеркивает мысль, что не претендует на роль "антикризисного" президента. И обещает оказать всяескую поддержку политику, чья программа "будет связана с выходом из изоляции".
"И мы найдем поддержку для этого человека не только со стороны либеральной интеллигенции (которая важна как производитель смыслов, но отнюдь не как сила в кризисной ситуации), но и среди бюрократии, силовиков. И если этим человеком окажется кто-то приемлемый, важно будет сконфигурировать модель построения общества так, чтобы его приемлемость сохранилась на долгое время", - говорит Михаил Ходорковский.
Новое - хорошо забытое старое. Про поддержку "бюрократии" охотно рассуждали оппозиционные политологи во время становления в качестве оппозиционера Михаила Касьянова в 2005 году. Мол, не проблема это будет недавно уволенному с поста премьер-министра, среди чиновников он свой.
Что было дальше - хорошо известно. Но расчет на бюрократов, похоже, среди российских оппозиционеров неистребим.
Читайте также:
Михаил Ходорковский: Россия зовет. Но пока ненастойчиво
"Борьба с режимом": советы Михаила Ходорковского
"Человек с рублем" ждет подвига от русского народа
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.