Конституционный суд России признал не соответствующей Основному закону норму законодательства, согласно которой бывшие осужденные тяжких и особо тяжких преступлений не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы государственной власти.
Напомним вкратце об истории вопроса. С 1 июля 2012 года вступили в силу поправки в законодательство, в соответствии с котором было запрещено баллотироваться на выборах любого уровня гражданам, которые когда-либо были приговорены судом к лишению свободы за совершения тяжких и особо тяжких преступлений. "Когда-либо", таким образом, не подразумевало временных ограничений.
Российский Уголовный кодекс относит к тяжким преступлениям те, срок наказания за которые не превышает 10 лет. А к особо тяжким - от 10 лет и выше. Разумеется, речь не только о преступлениях против личности, но и мошенничестве, крупных хищениях и т. д.
Естественно, эти нововведения далеко не всем пришлись по вкусу. В Конституционный суд обратились шесть человек, которые из-за этих поправок не смогли принять участие в региональных выборах 14 октября 2012 года.
По их мнению, в результате они фактически пожизненно лишились пассивного избирательного права. Кроме того, заявители отмечали, что вопреки конституционному принципу дважды наказаны за совершение одного преступления. Новую норму закона они сочли несоразмерной и неоправданной, поскольку она не учитывает, являлся ли назначенный судом срок лишения свободы реальным или условным, была ли судимость кандидата снята или погашена, а также другие обстоятельства.
На заседании 19 сентября КС постановил, что запрет на выдвижение для участия в выборах не противоречит Конституции и направлен на защиту общества от криминала во власти.
Полпред Госдумы в Конституционном суде Дмитрий Вяткин тогда заявил, что в руках выборных лиц сосредоточена власть. "И от того, кто будет представлять наших граждан, зависит очень многое", - отметил он. Вяткин уточнил, что оспариваемые нормы направлены на "недопущение проникновения во властные структуры лиц с уголовным прошлым, которые совершили умышленные преступления".
А представитель Совета Федерации в КС Алексей Александров подчеркнул, что речь не идет о "втором наказании" за одно и то же преступление. По его словам, наличие обвинительного приговора в биографии гражданина говорит о том, что можно сомневаться в его способности занимать выборную должность "честно и бескорыстно".
Конституционный суд, тем не менее, пришел к выводу, что осужденные не могут быть навсегда лишены права баллотироваться на выборах. В постановлении законодателям предписано установить четкие сроки действия этого ограничения.
По мнению КС, постоянное лишение права выставлять свои кандидатуры на выборах применимо лишь к осужденным на пожизненные сроки заключения. В иных же случаях оно не соответствует Конституции.
Суд согласился с доводами заявителей, что оспариваемые нормы законодательства не делают различий между реальным и условным наказанием, не учитывают срок лишения свободы, назначенный судом, характер и степень общественной опасности преступления. "Тем самым, они не обеспечивают должной индивидуализации и дифференциации ограничений, что также не соответствует Конституции", - говорится в постановлении КС.
Суд также пришел к выводу, что сроки ограничения пассивного избирательного права осужденного должны соотноситься со сроками судимости в рамках Уголовного кодекса. И превышать их лишь в исключительных случаях - а именно в тех, когда преступления представляло повышенную общественную опасность. Но в любом случае, считает Конституционный суд, эти ограничения должны быть установлены в разумных пределах.
С одной стороны, постановление Конституционного суда защищает права граждан, которые уже отбыли наказание за свои деяния. В конце концов, ситуации действительно бывают разные. И расплачиваться за какой-то поступок всю жизнь, наверное, неправильно.
С другой стороны, понятна и логика законодателей, полагающих, что людям с криминальным прошлым не место во власти. Уж сколько по этому поводу было всего за последние 20 лет...
А какая точка зрения ближе вам?
По просьбе "Правды.Ру" поставноление Коснтитуционного суда прокомментировал заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин:
- У нас в части 3 статьи 55 Конституции установлено, что права граждан могут быть ограничены федеральным законом в целях обеспечения безопасности государства, в целях защиты, в том числе, нравственности и ряда иных целей.
Исходя из этой нормы Конституции, мы установили запрет на избрание, на возможность избрания, то есть занятие государственных должностей тех лиц, которые когда-то были осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Конституционный суд в пункте первом, в диалективной части постановления, указал, что установление запретов, в том числе на избрание, для лиц осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, соответствует конституционным принципам. Но он должен быть скорректирован с учетом тяжести осуществленных деяний, ограничен по срокам. Что и будет сделано при выполнении постановления Конституционного суда.
Эти коррективы будут внесены достаточно оперативно. Я думаю, мы не будем ждать полгода, положенных по закону. До объявления даты очередных выборов надо будет эти изменения внести.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.