Не исключено, что 21 июня войдет в новейшую историю, как день окончательного краха монетаризма в России. Недавняя серия жестких заявлений президента РФ в адрес экономического блока правительства завершилась петербургским выступлением: Владимир Путин фактически отказался от монетаризма, который душил отечественную экономику более двадцати лет.
Напомним, что в России активно внедрялся вариант монетаризма, основанный на разработках Чикагской школы. Если кратко, монетаризм — система экономических воззрений, определяющая кредитно-финансовые отношения главным и единственным инструментом развития рыночной экономики. Чикагская его разновидность характерна крайними взглядами, отрицающими какую-либо позитивную роль государства в условиях рынка. Среди экономистов-рыночников чикагскую школу считают чуть ли не сектой, а в известном письме пять нобелевских лауреатов по экономике охарактеризовали ее работы как крайне непрофессиональные.
Однако в России немногочисленные, но агрессивные сторонники Чикаго из числа отечественных экономистов-образованцев (Е.Гайдар, А. Чубайс, А. Кудрин, В. Мау, С. Гуриев, Е. Ясин и другие) заняли ведущие позиции в финансово-экономическом блоке и успешно вводили в заблуждение первых руководителей государства на протяжении 22 лет. Результаты монетаристской политики хорошо известны, уверен, каждому гражданину России: наша страна стала сырьевым и финансовым донором для США и стран "золотого миллиарда".
Увы, но ни Б. Ельцин, ни В. Путин в силу неких обстоятельств не делали выводы из катастрофически экономических и социальных показателей. Ситуация начала меняться примерно год назад, когда в традиционно либеральное правительство были введены государственники и противники рыночных реформ по-чикагски — Д. Рогозин, Д. Мантуров, В. Мединский и некоторые другие, а советником президента РФ по экономике — традиционная либеральная синекура — стал С. Глазьев, по своим взглядам близкий к марксизму и теории постиндустриального общества. Произошли изменения и в другой, традиционно контролируемой либералами сфере — культуре, когда советником Президента стал известный своими почвенническими взглядами В. Толстой.
Вероятно, новые назначенцы, получившие возможность напрямую общаться с Президентом, смогли донести до него объективную оценку монетаризма, который оппоненты характеризуют как "марксизм для лавочников". Понятно, что лавочники инновационную экономику вряд ли создадут, а вот госаппарат, который очень часто мешает им реализовывать не самые лучшие рыночные законы, коррумпировать и разрушить вполне способны.
Так что же сформулировал президент России, выступая на ежегодном Экономическом форуме в Санкт_Петербурге?
Во-первых, государство возвращает себе главную роль в политике ценообразования. Рост регулируемых тарифов инфраструктурных монополий будет ограничен уровнем фактической (а не расчетной!) инфляции. Это значит, что государство начнет полностью контролировать цены на нефть, газ, электроэнергию, на так называемые инфляционнообразующие товары, которые определяют уровень цен на остальные группы товаров, включая потребительские и сельхозпродукцию. Такой порядок зафиксирован на пять лет, начиная с 2014 года и может означать возвращение к централизованному планированию с временным периодом, сходным с государственным планированием, например, в Южной Корее или Японии.
Во-вторых, В. Путин объявил о том, что средства Фонда национального благосостояния, где концентрируются средства от продажи топливно-сырьевых ресурсов, будут направлены на развитие материального производства и инфраструктуры. При вице-премьере А. Кудрине эти доходы вкладывали в пустые бумажки — долговые обязательства США и при малейшем намеке, что это абсурдно и неэффективно, либеральная пресса и ее ньюсмейкеры поднимали страшный шум, доказывая, что у нас, дескать, разворуют, а там, в Америке, все будет хорошо. Таким образом из страны выводили ресурсы, крайне необходимые для развития производства и внедрения инновационных технологий. Теперь эта монетаристская священная корова тоже приказала долго жить. 450 миллиардов рублей будут вложены на возвратной основе в масштабные окупаемые проекты, в первую очередь, транспортно-логистические.
К инвестициям из Фонда национального благосостояния будут добавлены и ресурсы Пенсионного фонда, которые до этого, по замыслу монетаристов, планировали направлять в ценные бумаги, не принимая во внимание того, что они и доход приносят бумажный, в отличие от реального производства.
В-третьих, налоговое законодательство будет переориентировано на создание стимулов для инвестиций в основной капитал, в производственные мощности. Намечено изменить уголовное, банковское и налоговое законодательство с тем, чтобы противодействовать вывозу капитала и легализации преступных доходов, что, кстати, противоречит еще одному любимому тезису монетаристов о свободном движении капиталов.
В-четвертых, будет создан механизм общественного контроля за эффективностью расходования бюджетных средств. К этому намечено привлечь активистов и членов ОНФ. Эта позиция может стать особо убийственной для монетаризма, неотъемлемый спутник которого — дичайшая коррупция. Противодействовать коррупции станет и усиление роли Центробанка, который, в качестве мегарегулятора, будет контролировать целевой характер расходования средств.
Разумеется, не обошлось без упоминания конкуренции и планов по приватизации. Однако президент упомянул об этих монетаристских тотемах вскользь, а по поводу приватизации заявил, что ее проводить нужно постепенно и по действительно выгодным ценам. Вообще, в достаточно объемном выступлении всего лишь пару раз, по моим подсчетам, было использовано слово "рынок". Совсем не монетаристская лексика…
Понятно, что один человек, даже обладая максимумом властных полномочий, не сможет в одночасье развернуть инерционное движение громадной экономики. Однако в Петербурге начало положено. Будет конечно, и страдания либеральной общественности, у которой выбивают из-под ног экономический базис, и голосистые попытки ангажированных СМИ либо замолчать, либо исказить суть высказываний президента, и агрессивное "непонимание" западных политиков.
Ведь, будучи реализованными, предложения Путина не только выведут страну из экономического тупика, но и лишат громадных доходов многих либерал-монетаристов по обе стороны государственной границы. Выдержит ли такие атаки Владимир Путин? Хотелось бы верить. А пока можно, перефразируя известное изречение А. Чубайса, констатировать: в Петербурге забит первый гвоздь в крышку гроба российского монетаризма. Дай бог, не последний…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.