Встреча нового госсекретаря США Джона Керри с российским правозащитным бомондом, похоже, не впечатлила представителей последнего, отметивших подчеркнуто формальный характер состоявшегося разговора.
Традиционный обмен любезностями американского госсекретаря с зубрами отечественного оппозиционно-правозащитного лагеря состоялся в ходе первого официального визита Джона Керри в Москву. Сам госсекретарь, комментируя свою поездку в Россию, отмечал, что "запоздал" с этим визитом и с нетерпением ждёт его. Впрочем, в числе озвученных Джоном Керри тем, которые ему хотелось бы обсудить с российской стороной, прозвучали в основном проблемы международного характера - от Сирии и Ирана до предстоящего саммита G8. И ни слова о проблемах российской оппозиции.
Последняя, впрочем, вопреки обыкновению также не испытывала энтузиазма от предстоящего визита американского госсекретаря.
Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев заявил, что это традиционная встреча и не надо преувеличивать ее роль. А руководитель правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов вообще выразил полное недоумение по её целесообразности. Дескать, не понимаю, там может обсуждаться. И лишь глава МХГ Людмила Алексеева была настроена относительно позитивно, отметив, что обязательно поднимет тему массовых проверок НКО.
Сдержанность российских правозащитников объяснялась определённым недоверием к новому госсекретарю, который, по их мнению, куда как более лояльно настроен к действующему руководству российского государства, нежели его предшественница.
И в самом деле, в отличие от Хиллари Клинтон, не стеснявшейся в выражениях, Керри не был замечен в антироссийских высказываниях. Хотя, здесь, конечно, скорее стоит говорить о не его симпатиях или антипатиях, а о прагматизме дипломата, а не идеолога.
Именно эти два качества наиболее ярко характеризуют госсекретаря США, являющегося сторонником скорее компромиссов, чем резких эмоциональных заявлений. И они же заставили экспертов с одной стороны говорить именно о пересмотре характера отношений России и США, а правозащитников с некоторой тревогой смотреть на своё будущее. И состоявшийся разговор, на который в графике американского гостя было выделено всего 50 минут, лишь подтвердил вышесказанное.
По окончании встречи Лев Пономарев отметил, что были "опять такие гладкие формулировки: "Мы вам сочувствуем", "Вы молодцы", "Мы вас не покинем"...".
Людмила Алексеева заявила, что Джон Керри "был впечатлён" рассказом о "преследовании" российских НКО - но не более того. Кроме того, по словам Алексеевой, стороны "не обсуждали "болотное дело", а законе Магнитского не говорили". А если точнее, как пояснила глава московского бюро международной правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина, "закон Магнитского" всего лишь упоминался одним из выступавших, но развития эта тема не получила. О "болотном деле" говорили как об очень политизированном мероприятии, "направленном на то, чтобы заставить молодежь задуматься о том, участвовать или нет в акциях протеста".
То есть, так или иначе, но одни из самых громких и перманентно обсуждаемых оппозиционерами тем почему-то остались за рамками официального протокола. И, скорее всего, это стало следствием инициативы со стороны американской стороны, решившей не педалировать вышеозначенные вопросы.
В целом, судя по комментариям участников встречи, они не слишком остались довольны состоявшимся разговором. Тот же Лев Пономарев не преминул заметить, что без реакции со стороны американского госсекретаря осталось и его предложение создать российско-американского фонд поддержки правозащитного движения.
Вместе с тем, действительно осталось не ясно, зачем правозащитникам была нужна эта встреча? Поговорить о проблемах НКО? Но так ведь с этим как раз никаких проблем и нет. Есть закон, который регулирует деятельность некоммерческих организаций и положения которых следует выполнять. Если же кто-то не желает этого делать, то какие вопросы могут быть к Джону Керри? Разве что попросить перейти под официальную, а не негласную юрисдикцию США.
А ведь есть очень много тем, на которые действительно стоило бы обратить внимание американского чиновника. Например, на участившиеся случаи насилия в семьях американцев над приемными детьми из России и отказ американских властей каким-либо образом решать эту проблему. Или же на другие нарушения прав человека как в США, так и в России. Причём, что, касается России, то здесь действительно стоило бы говорить о нарушениях прав граждан РФ, а не отдельных представителей политических движений.
Впрочем, именно этого от участников встречи с Керри никто не и ждал. Равно как и трудно было предполагать, что госсекретарь продолжил бы обсуждение вышепредложенных тем. Тем не менее, гладкий характер этой встречи действительно может говорить о том, что от оголтелой поддержки "иностранных агентов" в России, США перешли к их прагматичному использованию, не предполагающего раздачи авансов.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.