В прошлом году правительство ввело комплексную, по двенадцати показателям, методику, по которой оценивают эффективность работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В конце апреля были подведены итоги этой организационно-исследовательской работы и составлен рейтинг 83 российских регионов. Как же распределились места?
Первое место занял Ненецкий автономный округ, далее идут республика Татарстан и Ханты-Мансийский автономный округ. Такая расстановка, в общем-то, логична, если учесть, что речь идет о богатых топливно-энергетическими ресурсами территориях с небольшим количеством хорошо управляемого населения, а в случае с Татарстаном - с традициями крепкой, социально ориентированной власти. Но интересны не столько призовые места, сколько социально-экономическая ситуация, представление о которой складывается из анализа тех самых двенадцати показателей.
Итак, критерий первый: ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Она составила в 2012 году 69,7 лет при населении 143 201 тысяча человек. Продолжительность жизни увеличилась, хотя ей еще далеко до советских 72 у мужчин и 75 лет у женщин. Но вот численность населения продолжает падать, еще 10 лет назад россиян было около 150 миллионов. Продолжился рост крупных городов: Москва - почти 12 миллионов человек, Санкт-Петербург - около 5 миллионов.
Любопытно, что продолжительность жизни высока в регионах, отстающих по другим показателям. В частности, наибольшие значения зафиксированы в Ингушетии - 77,8 лет при уровне безработицы почти в 50 (!) процентов и Дагестане 74,9 лет (безработица 11,7 процентов). Правда, долго живут и в относительно благополучных мегаполисах при их отвратительной экологии - 75,8 и 73,4 лет в Москве и Петербурге соответственно. По этому поводу рискну сделать не совсем научно обоснованное предположение, что показатель средней продолжительности жизни в столицах был повышен вследствие миграции из тех самых кавказских республик...
Тем не менее этот интегрирующий и самый важный показатель внушает сдержанный оптимизм: средняя продолжительность жизни растет, уйдя от совсем убийственных 56 лет у мужчин в самые реформаторские девяностые годы.
Следующий по значению критерий - инвестиции в основной капитал, исключая бюджетные средства. Этот показатель обозначает степень экономической активности самостоятельного населения , включая крупнейшие частные компании, и способность региональных администраций стимулировать эту активность. Общие цифры здесь таковы - по России общий объем инвестиций составил почти 11 триллионов рублей, что на 17 процентов больше уровня 2011 года, в расчете на душу населения - 76,8 тысяч рублей. Рост вроде бы ощутимый, но не понятно, учитывали ли инфляцию при расчетах? Если нет - то увеличение нулевое.
Да и структура капиталовложений оставляет желать лучшего: впереди сырьевые регионы. В Ямало-Ненецком АО удельный вес инвестиций составил 970 тысяч, Ненецком - 832, ХМАО-Югре - 406, на Сахалине - 304 тысячи рублей. Ни одного субъекта, где преобладает машиностроительная или обрабатывающая промышленность, в числе лидеров нет. Следовательно, по-прежнему сохраняется структурный перекос экономики в сторону топливно-энергетического сектора.
Вырос на 2,8 процента оборот продукции, производимой малыми предприятиями и ИЧП, составив 31,5 триллиона рублей. При этом наибольшее увеличение было в Ярославской области - на 138,4 процента, Чеченской республике - на 36,2 и Самарской области - на 26,3 процента. В первой десятке по этому показателю - регионы, которые принято называть депрессивными или реципиентами федерального бюджета. Люди там выживают, не надеясь на помощь государства и крохи со стола топливно-сырьевых монополий.
Вырос на 9,6 процента и общий объем налогов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, составив 6 триллионов 382 рублей. Каждый работающий россиянин в среднем за год перечислил в местные бюджеты 44,5 тысячи или около 3,5 тысяч рублей в месяц. Здесь лидирует Калмыкия - рост 64,7 и Сахалин - 49,6 процента роста.
Тревожит другой показатель - безработица медленно растет, составив по официальным данным 5,5 процента. Напомним, что по мнению социологов, взрывоопасный для общества уровень начинается с 6 процентов, прошлогодние бунты в Греции начались с 12-процентной безработицы. Здесь в бесспорных лидерах Северный Кавказ - от 47,7 в Ингушетии до 11,7 - в Калмыкии. Причина - разрушенная промышленность и отсутствие внятной политики занятости, которая вовлекала бы местное население и, в частности, женщин, в мелкое и индивидуальное производство и традиционные промыслы. Так было в свое время при СССР, а сейчас подобная политика осуществляется в Южной Италии, где структура и традиции населения сходны с северокавказскими,
Реальные денежные доходы населения выросли в 2012 году на 4,2 процента, составив 245,3 тысяч рублей в год. Наибольший рост показали Республика Северная Осетия - Алания (119 процентов), Адыгея (118 процентов), Ивановская область - 116,4 процента. Понятно, что около 20 тысяч рублей в месяц доходов на человека - терпимый показатель, однако разница в доходах жителей нефтегазоносных округов и областей отличается от доходов в скудной ресурсами российской глубинки в десятки раз. Об этом финансовом разрыве авторы доклада предпочли умолчать в публичной части, очевидно, чтобы не накалять дополнительно градус социальной напряженности.
А что со здравоохранением? Ситуация по-прежнему крайне тяжелая. Коэффициент смертности составляет около 12 (1200,9 человек на сто тысяч населения). Для сравнения: по данным ООН в США этот показатель равен 8,2, на Кубе - 7,6, в Китае - 7,1). В Нигере и Ботсване, правда, около 13, но стоит ли нам, с самой передовой экономической наукой и лучшими в мире министрами финансов, равняться на дикарей? Примечательно, что в республиках Северного Кавказа крайне низок уровень смертности - 3,3 в Ингушетии (лидер), 5,1 - Дагестан и Чечня. Не хуже, чем в Брунее -3 или Саудовской Аравии - 3,7. Вымирает, в основном, все та же глубинная, коренная Россия.
Еще один любопытный критерий - доля выпускников общеобразовательных учреждений, не сдавших ЕГЭ. Таковых в России оказалось всего 2,2 процента. Иными словами, из сотни выпускников два человека оказались малограмотными. Не так плохо, если учесть реформу образования, которую многие считают губительной. Лучше всего ситуация в Орловской области - 0,1 , Брянской - 0,2, Белгородской - 0,4 процента. То есть, из тысячи выпускников в этих регионах не подтвердили свою грамотность от одного до четырех человек - великолепный показатель.
Социальные сироты - доля детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь составители доклада предпочли обойтись без деталей: лучше всего профилактируют социальное сиротство в Ингушетии, Карачаево-Черкессии и Чеченской республике. Может, по этой причине иностранные усыновители и не обращаются в эти регионы?
И, наконец, показатель того, как население оценивает деятельность органов исполнительной власти. Здесь распределение мест практически совпадает с итоговым, хотя в лидерах - Чеченская республика. В первой пятерке - Татарстан, ХМАО-Югра, Ямало-Ненецкий АО, Чукотка.
Сложное чувство вызывает доклад. Даже учитывая неизбежное искажение данных, можно сделать вывод о том, что все-таки жизнь становится лучше. Но некоторые показатели наводят на размышления о том, что пока не до конца оценена глубина пропасти, в которую попала Россия.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.