В КПРФ, похоже, появилась своя коллективная Нина Андреева. Группа бывших депутатов Госдумы и видных членов партии выступила с открытым письмом, в котором потребовала смены руководства компартии, отошедшего, по мнению авторов обращения, от коммунистических принципов и приведшего партию к застою и оппортунизму.
13 марта 1988 года Нина Андреева прогремела на всю страну как автор статьи "Не могу поступаться принципами". Андреева, отстаивающая большевистскую платформу, увидела в горбачёвской "перестройке" орудие уничтожения СССР. Спустя четверть века ее место заняли наследники КПСС — видные члены КПРФ, стремящиеся спасти Коммунистическую партию РФ от деградации и саморазрушения.
"Политическая линия руководства КПРФ непоследовательна и нерешительна, лишена ясных для общества коммунистических принципов, что привело к оппортунизму и соглашательству с политикой буржуазного режима в стране", — говорится в открытом письме, подписанном Егором Лигачевым, Владиславом Юрчиком, Валентином Никитиным, Любовью Олейник и другими видными членами КПРФ.
В письме также отмечается, что нынешнее руководство КПРФ привело партию к тому, что "в ее идеологии материализм подменяется идеализмом и религиозными догмами, а пролетарский интернационализм — буржуазным национализмом". "Прошедшие после выборов многотысячные митинги и шествия протеста показали рост общественного недовольства и активности граждан, люди почувствовали ответственность за судьбу страны и тревогу за свое будущее. К сожалению, ни КПРФ, ни другие компартии России, ни отдельные коммунисты не сумели возглавить этот протестный взрыв", — заявляют авторы письма.
Вместе с тем, по мнению авторов письма, в последние годы в числе депутатов от КПРФ все больше представителей олигархического капитала и партийных чиновников и практически совсем нет рабочих, крестьян, профсоюзных лидеров. А застой, который наблюдается в работе КПРФ, привел к тому, что численность партии сократилась с 540 тысяч человек до 156 тысяч.
В связи с этим авторы письма сообщают, что ими создан оргкомитет, который начинает работу по проведению 8 декабря собрания части делегатов учредительного съезда КПРФ, который прошел в 1993 году. "На этом форуме будет дана оценка политике действующего руководства КПРФ, в том числе его кадровой политике, будет подвергнута критике политическая платформа, и делегаты учредительного собрания намерены предложить свою концепцию развития и новый состав руководства партии в преддверии юбилейного, 15-го съезда партии, который состоится в начале будущего года", — отмечается в обнародованном во вторник обращении.
Как рассказал "Правде.Ру" один подписантов письма Владислав Юрчик, главная идея письма, в принципе, сводится к тому, что коммунистам пора объединять свои усилия и создавать новую серьезную коммунистическую организацию. "Есть "Коммунисты России", есть КПРФ, есть "Трудовая Россия", есть другие организации. Надо объединяться, чтобы именно коммунисты оказались во главе борьбы за социальную справедливость", — считает бывший член фракции КПРФ в Госдуме.
Между тем в руководстве КПРФ к демаршу своих коллег отнеслись на удивление спокойно. "Письма не видел, знаю, что там только четыре человека… — сказал "Правде.Ру" секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе, депутат ГД Олег Куликов, отметив, что в 1993 году в компартии могло быть хоть полмиллиона. "Ведь только недавно была запрещена КПСС, 20 миллионов численности, кое-кто еще не знал, как он дальше будет жить. И когда партия восстановилась, некоторые пришли посмотреть, что из этого дальше будет. Каких-то крепких отношений с партией у них не было завязано. И реально численность партии была около 200 тысяч", — пояснил Куликов, отвечая на упрек авторов открытого письма.
Говоря о других упреках, прозвучавших в письме видных коммунистов, депутат отметил, что некоторых партийцев "с уважением проводили на почетную пенсию" и теперь они уже не принимают активное участие в работе партии. Касаясь темы "олигархического капитала в рядах КПРФ" (на выборах по спискам компартии нередко идут представители крупного бизнеса — к примеру, в 2003 году в парламентских списках оказались топ-менеджеры ЮКОСа), Куликов признал, что в партии действительно есть "богатые пенсионеры, которые когда-то работали в коммерческих структурах".
"Но, у нас никаких претензий к ним нет, — уверяет парламентарий. — Представитель олигархического капитала партии, он что, выполняет поручения олигархического капитала, и для него олигархический капитал — это основной его заказчик в партийной деятельности? Или он настоящий честный коммунист? И когда нам говорят, что представители олигархического капитала в руководстве партии, я таких лично не знаю".
Отвечая на претензии, связанные с тем, что КПРФ не сумела возглавить прошедшие после выборов многотысячные митинги и шествия протеста, Куликов заверил, что протест-то как раз и получился в результате активной деятельности компартии. "Как декабристы разбудили Герцена, так вот и партия разбудила протестующих граждан — считает депутат. — Именно партия боролась на выборах, именно партия говорила, что у нас выборы нечестные, несправедливые и неравноправные. Именно партия мобилизовала постоянный протест. Это, я считаю, заслуга КПРФ".
Вместе с тем по словам Куликова, одноразово протест возглавить нельзя. "Мы не можем возглавить протест внесистемной оппозиции, когда во главе него стоят люди с жесткой антикоммунистической позицией — типа Немцова или Рыжкова, которые ответственны за то, что происходит в стране", — заявил партиец, оправдывая позицию руководства КПРФ.
Как бы то ни было, но появления подобного письма "вдруг вспомнивших о ленинских принципах" товарищах стоило ожидать намного раньше. Когда, к примеру, возглавляемая Зюгановым партия демонстративно признала буржуазный по своей сути парламентаризм и рыночные отношения, когда она отказалась поддержать осаждённый Верховный Совет в 1993 году, когда по спискам КПРФ в Госдуму впервые пошли представители олигархических структур или когда на смену завещанного Лениным материализма в партийной идеологии пришло православие и началось активное заигрывание с националистическим электоратом.
Или у Егора Кузьмича Лигачева, видного партийцы, в прошлом члена политбюро ЦК КПСС, нардепа СССР, депутата Госдумы третьего созыва, только сейчас раскрылись глаза и пришло понимание происходящего в партии?
Впрочем, надо признать, что первые сомнения у многомудрого политика в правильности избранного руководством КПРФ курса возникли еще в мае 2010 года, когда Лигачев обратился к Геннадию Зюганову с личным письмом. В нем он подверг критике действия ЦК КПРФ по роспуску бюро Московского горкома и потребовал отмены принятых решений.
Отправленного на почетную пенсию партийца тогда, как известно, не послушались. Очевидно, не послушают автора крылатой фразы "Борис, ты не прав!" и теперь.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.