В сентябре, после подведения итогов конкурса среди кандидатов на вакантные места, нас ждёт на треть обновлённый президентский Совет по правам человека. Прежний состав, как это ни прискорбно, запомнился преимущественно скандалами. Эксперты надеются, что руководство и члены Совета сделают правильные выводы.
Вчера, 15 августа, завершился приём анкет-заявок кандидатов в члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. По словам главы Совета Михаила Федотова, к ним поступило 187 заявлений от кандидатов на 13 вакантных мест. Теперь в течение двух недель анкеты кандидатов пройдут предварительный отбор на соответствие предъявляемым требованиям (кандидаты должны быть гражданами РФ не моложе 21 года, иметь опыт работы в правозащитном движении по одной из представленных на конкурс 13 номинаций не менее трех лет и ряд других), после чего на сайте СПЧ начнётся открытое обсуждение и голосование, по результатам которого будет составлен список из 39 претендентов (из расчёта три человека на место), который пойдёт на утверждение президенту, которому будет предоставлено окончательное право выбора.
Также по теме: Капризы правозащитного движения
"В какой-то момент в Совете возникло ощущение, что администрация президента пытается навязать какую-то свою процедуру, хотя на самом деле изначально, насколько я понял, идея была в том, чтобы сделать эту процедуру максимально открытой и прозрачной доступной и процедуры, которая бы учитывала общественное мнение. Потому что Совет находится на виду, и естественно, что для такого Совета должна быть приоритетной открытая процедура отбора. Вот прошел месяц, в течение которого заявки подавали разные кандидаты, и судя по спокойной общественной реакции, все эти страхи, которые в Совете были в какой-то момент, они абсолютно рассеялись. Все прошло в рабочем порядке, заявления поступили и теперь предстоит обработать анкеты и 1 сентября начать общественное обсуждение всех кандидатур", - отмечает заведующий кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков.
Фамилии претендентов пока не называются, хотя кое-кто из кандидатов уже озвучил своё намерение войти в Совет по правам человека. Среди них значатся как профессиональные правозащитники вроде член Московской Хельсинкской Группы Валерия Борщева и главы Комитета против пыток Игоря Каляпина, рекомендованные ко включению в состав Совета его действующими членами, так и достаточно одиозные фигуры, представляющие различные националистические организации -Дмитрий Демушкин, Николай Курьянович, Наталья Холмогорова и Александр Босых. Впрочем, скорее всего, кандидатуры последних будут отсеяны ещё на стадии предварительной фильтрации.
Так или иначе, но список для голосования всё равно должен получиться внушительным и разнообразным. Собственно, именно недовольство со стороны экспертов, журналистов и рядовых россиян предыдущим составом Совета, собранным преимущество из правозащитников, вот уже много лет примерно в этом же составе заседающих во всех возможных оппозиционных комитетах и комиссиях, в силу чего деятельность Совета приобрела узконаправленный характер, и стало одно из причин, по которой был изменён традиционный способ ротации членов.
Ранее члены Совета в своём узком кругу обсуждали круг потенциальных кандидатов, после чего глава Совета подавал на утверждение итоговый вариант. Нечто похожее могло произойти и в этом году, так что уже заранее можно предполагать, каких шагов ждать от Совета, прозванный за глаза "Советом по правам Ходорковского". Собственно, именно заявлениями в защиту экс-руководителя ЮКОСа и многочисленными скандалами, связанными с выходом из его состава чем-то вечно недовольных правозащитников, федотовский Совет в основном и запомнился.
Также по теме: Охлосу указали на его место
"На мой взгляд совет переживает определенный кризис, и этот кризис связан не только и не столько с разногласиями части его членов с курсом нового-старого президента Путина, сколько с тем, что функциональность этого Совета, его цели и задачи не вполне ясны и во многом дублируют другие институты как в том, что касается развития благоприятной среды для развития гражданского общества (например, Общественную палату), так и в том, что относится к реальной правозащитной деятельности и чем занимается Уполномоченный по правам человека. Как соотносится функции и задачи Совета с этими институтам, в чем уникальность, эксклюзивность, необходимость именно этого Совета - на мой взгляд, пока внятного ответа ни у его руководителей, ни у других членов Совета нет. По крайней мере, не заметно", - считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
По мнению эксперта, именно эта неопределённость, дефицит содержательной повестки компенсируется большим количеством громких заявлений и демаршей. "Попытка внедрить новый механизм формирования Совета могла бы придать ему какую-то жизнь, снова сделать его более представительным", - предполагает М. Ремизов, отмечая в то же самое время, "реальный интерес к участию в деятельности совета знаковых фигур гражданского общества, которые до сей поры в нем не были представлены, выглядит довольно скромным". "Но опять же это связано с тем, что у них не совсем понятно функциональное наполнение их деятельности", - подчёркнул политолог.
Леонид Поляков также выражает надежду, что "некая неразбериха" уже прошла,"истерика по поводу этой процедуры забудется, и Совет будет работать в нормальном режиме". "Те люди, которые в свое время как-то волновались насчет того, что навязывается какая-то неправильная процедура, продолжат работать уже спокойно. Так что все позади", - заключил он.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.