Оппозиция лишается своего самого мощного популистского аргумента. Чиновников наконец-то пересадят с роскошных и дорогостоящих иномарок на продукцию отечественного, а вернее, союзного автопрома. Избранный президент Владимир Путин потребовал от госслужащих всех рангов пользоваться машинами, произведенными в России, Белоруссии или Казахстане. Пересадить на машины производства ЕЭП премьер-министр планирует также все предприятия, финансируемые из федерального бюджета.
Заместитель министра экономического развития РФ Михаил Овсеевский в эфире радиостанции "Эхо Москвы" пояснил, что закон, запрещающий чиновникам покупать за госсчет машины иностранного производства, будет оформлен в течение двух-трех месяцев в виде постановления правительства. При этом, Овсеевский заявил о необходимости ограничить чиновничьи аппетиты — установить рамки для того, чтобы чиновники не покупали автомобили с "избыточными потребительскими свойствами".
К слову, запредельная стоимость чиновного автопарка всегда волновала российскую оппозицию, от выборов к выборам педалирующую тему запрета государственным учреждениям и госслужащим покупать дорогие автомобили за счет бюджета. С этой инициативой в разное время выступали и коммунисты, и эсеры. На этой благодатной теме, как известно, "раскрутился" Алексей Навальный, предложивший ограничить цену закупаемых госавтомобилей суммой в 2 млн рублей.
Нечто похожее, кстати, в свое время предлагал Борис Немцов. Он, в бытность свою вице-премьером российского правительства, предлагал пересадить отечественных чиновников с иномарок на "Волги". И хотя сам он на некоторое время и пересел на собранную чуть ли не вручную "Волгу", затея, тем не менее, провалилась. В том числе и потому, что стоимость обслуживания "Волг" оказалась едва ли не больше, чем содержание автомобилей заграничного производства.
Впрочем, на "Волги" чиновников никто сейчас пересаживать не собирается. В России, как известно, собирается масса автомобилей — от благородных "немцев" до дешевых и практичных "китайцев". Так что выбор у чиновника — на какую ему садиться "лошадку", произведенную в рамках Таможенного союза, — есть.
При этом, что немаловажно, инициатива Владимира Путина рассчитана не только на поддержку отечественного производителя. В ней, как мы видим, велика антикоррупционная составляющая. Запросы чиновников, предпочитающих кататься за казенный счет на люксовых автомобилях благодаря сайту госзакупок не раз становились достоянием общественности. И зачастую стоимость автомобилей, заказываемых за счет бюджета, достигает 5-8 млн рублей. При этом ни ФАС, ни прокуратура повлиять на ситуацию, вызывающую серьезны общественный резонанс, не могут.
Впрочем, премьерскую инициативу можно было бы развить и дальше. Почему бы, к примеру, чиновников не обязать закупать не только российские автомобили, но еще и мебель с канцелярией? Глядишь, и чрезмерные запросы наших чиновников поубавились бы. Не говоря уже о том, что во всех автомобильно развитых странах госслужащие передвигаются исключительно на отечественных автомобилях.
Может быть, со временем и первые лица государства, так сказать, подавая собственный пример, пересядут с "мэрсов" на автомобили отечественного производства. А то за державу как-то обидно. Да, и не зря же Владимир Путин совершал свое турне по Дальнему Востоку именно на российской Ладе "Калина"…
А как с автотранспортом первых лиц обстояли дела раньше, в СССР? Как известно, основатель советского государства, Владимир Ильич Ленин, предпочитал удобный и безопасный "Роллс-ройс". "Отец всех народов" Иосиф Сталин обожал надежную продукцию детройтского автомобильного завода "Паккард". Из широкой линейки представительских моделей генералиссимус больше всех остальных полюбил семитонный лимузин, оснащенный броней и пуленепробиваемыми стеклами.
Кстати говоря, несколько "Паккардов" модели "180", доставленные в годы войны в Советский Союз, послужили техническими прототипом для создания автомобиля представительского класса "ЗИС-110", впоследствии используемого многими советскими вождями.
В конце 50-х, уже с приходом Хрущева, "ЗИС" уступил место новой модели: "ЗИЛ-164", внешне очень похожей на "ЗИС", тем не менее, отличающейся некоторыми техническими новшествами и большей комфортабельностью. Чуть позже советская элита постепенно пересаживается на более современную продукцию "Завода имени Молотова" (ЗИМ), а потом уже и на изделия Горьковского автомобильного завода (ГАЗ).
Уже при Брежневе легендарные "ЗИМы" и "ЗИЛы" конкурируют с самым узнаваемым детищем советского автопрома класса люкс — "ГАЗ-14", больше известной как "Чайка". "ГАЗ-14" в кузове фаэтон выпускался на Горьковском автомобильном заводе малой серией вплоть до 1988 года.
Впрочем, советской верхушке просто по статусу больше соответствовал строгие и элегантные "ЗИЛ-117", которыми пользовались вплоть до конца 70-х годов. Причем в дизайне одной из правительственных моделей принимал участие сам Леонид Брежнев, любивший время от времени порулит лично.
В 1978 году на смену "ЗИЛ-114" пришёл модернизированный вариант "ЗИЛ-115", впоследствии получивший официальное название ЗИЛ-4104. Эта, впоследствии немного улучшенная модель отечественных лимузинов безотказно прослужила советским лидерам вплоть до конца правления Михаила Горбачева. Кстати говоря, именно на автомобиле этой модели принимал на Красной площади Парад Победы 9 мая министр обороны Анатолий Сердюков.
Борис Ельцин возглавив Российскую Федерацию в 1991 году, также поначалу ездил на "ЗИЛе". Однако потом "по соображениям личной безопасности" пересел на "Мерседес". С тех пор, с начала 90-х, российские лидеры предпочитают передвигаться по городам и весям исключительно на продукции германского автопрома.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.