Следственный комитет РФ выступил с официальным заявлением, что ЮКОС и созданный компанией фонд "Открытая Россия" финансировали организации, представители которых принимали участие в экспертизе "второго дела" Михаила Ходорковского. Экспертизу, напомним, проводил совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ. Возглавляет его Михаил Федотов.
В рамках так называемого "большого дела ЮКОСа" были получены документы, которые свидетельствуют о том, что общественная организация "Открытая Россия", в начале 2000-х годов финансировала, в частности, правозащитное общество "Мемориал", Московскую Хельсинкскую группу, фонд "Общественный вердикт" и т.д.
Общественной экспертизой "второго дела" Ходорковского занимались, например, Светлана Ганнушкина ("Мемориал"), Людмила Алексеева (Московская Хельсинкская группа), Мара Полякова (работала в МХГ, ныне председатель правления организации "Независимый экспертно-правовой совет") и т. д.
По данным СК, в период 2003-2004 годов "Открытая Россия" перечислила в общей сложности свыше 50 миллионов рублей на счета тех общественных организаций, в состав которых входят члены рабочей группы, занимавшейся экспертизой "дела "ЮКОСа".
Естественно, и Михаил Федотов, и члены возглавляемого им совета наперебой кинулись опровергать информацию Следственного комитета. Еще бы, ведь сколько раз ими было сказано, что экспертиза будет по-настоящему "независимой" и "объективной". Хотя с самого начала были поводы для того, чтобы в этом усомниться - и "Правда.Ру" это отмечала.
Теперь Михаил Федотов говорит о попытках скомпрометировать результаты экспертизы негодными средствами (о самих результатах подробнее можно прочитать здесь).
Ирина Ясина, директор программ "Открытой России" и участник рабочей группы по экспертизе "второго дела" Ходорковского, заявила, что действительно финансирование было, но к нынешнему докладу это не имеет никакого отношения.
Людмила Алексеева высказалась в том духе, что гранты у ЮКОСа МХГ получить не успела, хотя и должна была - помешал арест Ходорковского. А вообще происходящее - "накат" на общественные организации и на нее лично.
Светлана Ганнушкина свое непосредственно участие в экспертизе отрицает.
Мара Полякова сообщила "Коммерсанту", что "мы ("Независимый экспертно-правовой совет" - прим.) готовы были сами взяться за проведение экспертизы". "Однако, так как я, как и многие мои коллеги, ранее выступала с заявлениями на тему ЮКОСа и наше восприятие ситуации могло быть искажено, ни один из членов совета в число экспертов не вошел. Мы привлекли для этого профессионалов в области экономики и уголовного права со стороны", - сказала она. То есть ее восприятие "могло быть искажено", но зато привлеченные г-жой Поляковой и ее коллегами по совету эксперты "со стороны" - безусловно объективны и действительно независимы...
Удивительна, кстати сказать, дружная реакция фигурантов скандала - с учетом того, что заявление СК было обнародовано в воскресенье. Но, как заметил бывший адвокат ЮКОСа Дмитрий Гололобов, согласованности в комментариях не было - либо полное отрицание, либо признание с оговорками факта финансирования, либо заявления в духе "курили, но не затягивались".
В сухом же остатке - доверие к проведенной советом экспертизе подорвано. Хотя, как уже говорилось, объективность ее изначально вызывала большие сомнения. Все-таки требуется нечто большее, чем просто сказать "мы привлечем самых лучших экспертов, можете не сомневаться". Ибо как раз оснований сомневаться-то предостаточно.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.