Сейчас на госслужбе в России работают ни много ни мало 1 миллион 650 тысяч человек. И профессионализм подавляющего большинства "серых пиджаков", с которыми мы вынуждены сталкиваться буквально на каждом шагу, оставляет желать лучшего.
Как реформировать госслужбу, сделав ее более эффективной? Этот принципиально важный вопрос, от решения которого во многом зависит дееспособность государства и благополучие его граждан, обсуждали сегодня на встрече "Открытого правительства" в Сколково.
Обсудить в рамках расширенного заседания рабочей группы "Открытого правительства" развитие кадрового потенциала и системы государственного управления собрались представители властей, бизнесмены и эксперты. Напомним, идею "Открытого правительств" (или "Большого правительства") Дмитрий Медведев выдвинул в октябре 2011 года.
"Наша встреча посвящена важнейшей теме — теме кадрового голода", — заявил Дмитрий Медведев, открывая встречу. Президент отметил, что с недостатком подходящих кандидатур сегодня сталкиваются даже на высоком уровне. "По собственному опыту знаю, когда начинаешь перебирать в голове, кого можно отправить на работу, в том числе, на руководящие позиции, выясняется, что кандидатур не так много", — сказал глава государства.
Дмитрий Медведев признал, что прежняя система комплектования на госслужбу не работает, а новой — не создано. "Нормальных социальных лифтов, системы отбора у нас до сих пор нет", — отметил президент. "Да, мы создали так называемый общефедеральный список, так называемую президентскую тысячу, мы создали партийные списки, списки в регионах", — напомнил он. "Там приличные люди, но проблема в другом — они у нас почти никуда не переместились, а многие, если перемещались, то не потому, что они попали в список, — их так и так собирались куда-то двинуть", — сказал Медведев.
При этом президент счел уместным для решения кадрового вопроса вспомнить опыт советских времен, позволяющий страховать государственную службу "от прихода откровенных придурков и людей корыстно мотивированных". "У нас есть наши прежние примеры, был кадровый резерв ЦК КПСС, часть этого резерва сохранилась еще на различных позициях, некоторые даже на госслужбе, как это не удивительно. Но, тем не менее, эта система работала, хотя и была системой своего времени, — отметил Медведев. — Сейчас другая жизнь, другие возможности, но, тем не менее, и таких перерожденцев, как их называли, система отторгала".
По словам главы государства, поменять нынешнюю анахроничную систему госуправления можно лишь в случае изменения всей системы подбора кадров. И в этом плане Медведев подержал идею ужесточения контроля — введения для госслужащих конкурсов и экзаменов. "Экзамены — это штука полезная. Я, пожалуй, соглашусь с тем, что для государственных служащих и, особенно, для больших начальников лучше такие экзамены проводить он-лайн, потому что иначе вероятность давления на экзаменаторов становится весьма и весьма высокая", — заявил Медведев.
Правда, президент отметил, что с трудом может себе представить, как начальник департамента мог бы экзаменовать министра. "Есть определенная специфика в нашей работе, а вот то, что он-лайн — ну тут дурь, что называется, сразу будет видна, если, конечно, мы уверены, что за компьютером сидит министр, а не его помощник", — сказал президент.
На встрече в Сколково обсуждались и другие темы, так или иначе связанные с реформой госслужбы. Так, говоря о чиновничьих льготах, Медведев призвал провести их монетизацию. "Я за то, чтобы мы провели монетизацию. Именно потому, что существующая система предоставления благ чиновникам закрытая, она порождает у людей разные эмоции", — пояснил Медведев. Он отметил, что сведения о получении чиновником квартиры, как правило, истолковываются в том смысле, что чиновник добился этого посредством взятки или административного ресурса. "Постепенно, но неуклонно, нужно переходить к монетизации существующие системы льгот для чиновников", — уверен президент.
При этом он не преминул обратить внимание на статью в газете "Ведомости", сообщившей своим читателям, что доступ к информации о расходах чиновников будет ограничен. "Открыл сегодня газету, и там написано, что вся информация на тему расходов государственных служащих, приобретения ими соответствующих видов имущества будет идти под грифом 'секретно'. Абсолютное передергивание смысла закона", — заявил президент.
В ходе обсуждения проекта реформы госслужбы эксперты "Открытого правительства" представили Медведеву целый пакет инициатив. Среди них — и предложения о новой системе мотивирования чиновников, суть которой докладчики свели к принципу "платить по рынку". "Если это в миллионах рублей, то в год мы насчитали что-то от 2 до 15 миллионов должны получать у нас крупные управленцы — от уровня замначальника департамента до министра или в губернаториях до вице-губернатора", — сказал президенту один из экспертов, председатель совета директоров компании Ward Howell Сергей Воробьев.
Бизнесмен пояснил, что разрыв между зарплатами управленцев на госслужбе и в частном секторе не должен превышать 15 процентов. "Иначе мы не получаем конкуренции, а в результате получаем отрицательный отбор", — добавил он.
Эксперты также предложили ввести в России единый для госслужбы табель о рангах с прозрачной зарплатой. Денежное довольствие чиновников должно, по их мнению, состоять из двух частей — фиксированной зарплаты и премии, привязанной к результатам деятельности.
А вот результативность госслужащего было предложено экспертами "Открытого правительства" оценивать в социальных сетях. Президент эту идею одобрил. "Здесь коллеги предлагали, чтобы эта деятельность оценивалась через социальные сети. Я — за, потому что социальные сети, в конце концов, что же их использовать только для того, чтобы на митинги собираться?" — прокомментировал глава государства инициативу, озвученную экспертами "Открытого правительства". "Лайки" не только для этого могут использоваться. Давайте попробуем", — согласился президент.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.