Кандидат в президенты России Геннадий Зюганов выступил с рядом довольно экзотических предложений относительно будущего политического устройства государства. Если лидер КПРФ одержит победу на президентских выборах, то обещает изменить Конституции, устранить должность председателя правительства, передав его функции президенту и назначить лидера Левого фронта Сергея Удальцова куратором молодёжной политики.
Геннадий Зюганов стал последним из кандидатов, озвучившим свои идеи относительно формирования нового состава правительства, а также проведения других политических реформ в стране. И надо признать, что преобразования планируются прелюбопытные.
Прежде чем будет сформировано правительство народного доверия, составленное из профессионалов, "которые имеют прекрасное образование, богатый опыт трудовой деятельности и способны работать в команде", Зюганов предлагает разобраться с высшими государственными должностями. Поскольку, как утверждает Зюганов, "грядет новая волна кризиса", то "с целью повышения эффективности управления необходимо на переходный период совместить должность президента с должностью председателя правительства", - заявил Зюганов.
Разумеется, это потребует внесения определенных изменений в текст Конституции, и для этого лидер российских коммунистов предложил учредить конституционный совет для разработки и внесения таких поправок, который предложил возглавить Сергею Бабурину и Юрию Болдыреву, эволюция политических предпочтений которого представляет пёстрый винегрет из Ельцина, "Яблока, "Справедливой России" и, наконец, КПРФ.
По сути, речь идёт о намерении Зюганова установить мягкую форму диктатуры: с одной стороны - демократичное "народное" правительство, с другой, практически неограниченная власть главы государства.
Также по теме: Гена 22 процента
Нечто подобное уже проделывал Борис Ельцин в 1991 году. Будучи избранным президентом РСФСР он также возглавил правительства. В прессе писали по этому поводу: "В Кремле - сенсация. Борис Ельцин, выступая на Съезде народных депутатов РСФСР, поразил страну и мир заявлением о своем намерении возглавить в этот тяжелейший для россиян час российское правительство, или, как он выразился, "кабинет реформ". В кулуарах Съезда родилась шутка: в поисках кандидата на премьерство Ельцин подошел к зеркалу и... выбрал себя". Демократическая общественность, разумеется, рукоплескала "мужественному" поступку президента, взвалившего на себя непосильную ношу. Немногочисленных же противников, говоривших о недостаточной компетентности Ельцина в экономических вопросах, никто не слушал. Ну а чем закончился эксперимент с гайдаровским правительством - все знают.
В советское время также предпринимались подобные попытки совмещения. Чрезмерная концентрация власти в руках Иосифа Сталина была расценена Никитой Хрущёвым как насаждение "культа личности". Впрочем, и сам Никита Сергеевич воспользовался шансом совместить в своих руках высшие партийные и правительственные должности, что впоследствии также вызвало критику и, как следствие, запрещение совмещения постов Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров. Но совсем скоро появилась мода на совмещение двух других должностей - Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета Союза, чем воспользовались Брежнев, Андропов и Черненко.
Не стал исключением и "прожектор Перестройки" Михаил Горбачев, поставивший рекорд по количеству занимаемых высших постов в советской истории. Абсолютным большинством голосов участников первого съезда народных депутатов СССР в мае 1989 году таки стал ещё и председателем Верховного Совета СССР. Примечательно, что среди противников такого совмещения, утверждавших, что "концентрация власти в одних руках, в лице одного человека противоречит принципам правового государства, демократии", был и... Борис Ельцин.
"Когда нет внятных идей по развитию экономики и социальной сферы, укреплению позиций России в мире, по повышению качества жизни россиян, тогда и появляются такие нелепые идеи: совместить посты президента и премьера, изменить Конституцию. Все это говорит о бессилии, политическом бессилии Зюганова", - считает зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, единоросс Дмитрий Вяткин.
Политолог Виталий Иванов отмечает, что "вопросы, которые находятся в компетенции главы государства и председателя кабинета министров, существенно разнятся по своему содержанию и, соответственно, по уровню исполнения и адресности поручений" и "концентрация этих обязанностей в руках одного руководителя нецелесообразна и даже опасна для России".
Не меньше вопросов вызывают и другие инициативы Зюганова, касающиеся, в частности, состава будущего правительства. Например, предложение назначить на роль куратора молодёжной политики лидера Левого фронта Сергея Удальцова, который известен лишь тем, что время от времени сидел в спецприемнике за участие в организации несанкционированных акций протеста. Хотя, как выяснилось буквально на днях, он ещё пробует себя в качестве чтеца стихов.
Также по теме: Сбросим Зюганова с корабля современности
Небольшой конфуз вышел и с духовным лидером "Яблока" Григорием Явлинским, которого Зюганов считает "грамотным экономистом", но в состав предполагаемого кабинета министров включать не стал по личным мотивам, поскольку тот, как пояснил Зюганов, в своем агитационном ролике прямым текстом приравнял фашистов к коммунистам. "Я считаю такое соединение абсолютно оскорбительным", - подчеркнул лидер КПРФ, объясняя, почему Явлинский не был включен в состав нового правительства.
Вообще, презентации кандидатами своего варианта состава будущего кабмина выглядят достаточно комично, поскольку ряд кандидатур берётся с потолка, после чего кандидаты в министры вынуждены опровергать сообщения о своём вхождении куда-либо. Да и не факт, что после победы всё будет так, как говорилось на пресс-конференциях. По крайней мере, заявка Зюганова на диктаторские полномочия заставляет сомневаться в искренности его демократических позывов.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.