Борьба без спешки

Лозунг борьбы с коррупцией в нашей стране поднимается практически всеми политическими силами - причем уже не одно десятилетие. Еще на первых в СССР относительно свободных выборах  народных депутатов в 1989 году о своем намерении бороться с коррупцией объявляли практически все кандидаты - от махровых коммунистов до отъявленных антикоммунистов. И, что любопытно, та же картина повторялась впоследствии постоянно.

Казалось бы, при столь единодушном рвении к борьбе с коррупцией совершенно различных политических сил от нее и пепла уж не должно было бы остаться - но увы. Эта проблема лишь приобрела системный характер. И по оценке президента РФ Дмитрия Медведева достигла масштабов, угрожающих национальной безопасности государства.

Разумеется, в преддверии предстоящих выборов 4 декабря в Государственную Думу ни одна из политических сил не оставила  тему борьбы с коррупцией в стороне. Впрочем, пока все сводится  к обвинениям в коррупции своих политических оппонентов. Оппозиционные партии, представленные в парламенте, обвиняют в коррумпированности и партию власти, и друг друга,  партия власти напоминает им  их собственные грешки, а внепарламентские партии чохом обвиняют в коррупции и  партию власти, и ее парламентских оппонентов. Между тем, когда дело доходит до реальных предложений по законодательным мерам обуздания коррупции у всех пламенных борцов с нею , и как ни странно, у оппозиционеров в первую очередь, энтузиазм как-то притупляется.

Вот к примеру, еще в июле 2010 года президент Медведев подписал закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Закон создал правовой механизм проведения антикоррупционной экспертизы важных документов (нормативных правовых актов органов власти, организаций, их должностных лиц).Напомним, что в соответствии с данным законом, "коррупционным фактором" считаются положения документов или проектов нормативных актов, которые дают исключительно широкие пределы "усмотрению" чиновников, создают возможность необоснованного применения исключений из общего порядка» или предъявляют неопределенные, трудновыполнимые требования к гражданам и организациям, создающие условия для коррупции.

Впрочем, пока сфера применения закона ограничена. Сейчас проводится антикоррупционная экспертиза только тех документов, которые касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, а также нормативных актов бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного и природоохранного законодательств.Однако весной текущего года в Магнитогорске президент Медведев предложил депутатам всех фракций подумать о распространении подобных антикоррупционных экспертиз на все законопроекты, которые проверяться на предмет создания избыточных барьеров для предпринимательской деятельности.

Однако хотя с тех пор прошло более полугода, особых продвижений в депутатской среде президентских инициатив не последовало.

В пятницу на сайте "большого правительства" помощник президента Аркадий Дворкович напомнил об магнитогорских инициативах Медведева о контроле всех законопроектов на их коррупционность. При этом с возложением экспертных функций на "большое правительство". Указывалась и особенная важность мониторинга правоприменения тестируемых законов: "Его можно осуществлять силами контрольных органов, большого правительства, участников сетевых сообществ, любых активных граждан и независимых СМИ".

Депутат-единоросс, глава антикоррупционной комиссии Госдумы Алексей Волков признал, что в озвученных предложениях есть смысл, "поскольку ни по одной поправке, вносимой в законопроекты, никаких заключений нет". "Их обсуждают профильные комитеты, правовое управление (Думы), но это чисто юридическая составляющая", - отметил он. По мнению парламентария, проверка законопроектов и поправок к ним поможет в противодействии коррупции на законодательном уровне. "Сегодня, - сказал он,- по положению о комиссии, мы рассматриваем законопроекты, когда есть поручение Госдумы и только при их внесении на рассмотрение палаты".

На дальнейших этапах законодательного процесса, по его словам, таких полномочий у комиссии по противодействию коррупции нет. Впрочем, Волков не удержался также от того, чтобы  для реализаций предложений президента об антикоррупционной экспертизе "увеличить не только штат комиссии, но и создать при ней серьезный аппарат".Свои рассуждения Волков, разумеется, снабдил  справедливым, хотя и достаточно очевидным замечанием, что для наиболее эффективного противодействия коррупции нужна хорошая работа судебной и правоохранительной систем, когда нарушение установленных требований жестко наказывалось бы по закону.

Впрочем, парламентские оппоненты "Единой России", столь  рьяно выступающие в предвыборных дебатах за борьбу с коррупцией, конкретные предложения президента в этом направлении расценили еще более прохладно. "Эсеры" охарактеризовали идею как противозаконную, а лучшим лекарством от коррупции назвали политическую конкуренцию.

Вот, к примеру, что заявил заместитель руководителя  думской фракции "Справедливой России"  Михаил Емельянов. По его мнению,  данная инициатива противоречит Конституции страны: "Все субъекты права законодательной инициативы (те, кто могут вносить законопроекты в Госдуму, например депутаты и сенаторы) совершенно самостоятельны в использовании своего права законодательной инициативы, поэтому предложение любую инициативу направлять в "большое правительство" или в "малое правительство" - это неконституционно".

Насколько на практике будет полезна антикоррупционная экспертиза законопроектов Емельянов( кстати, член комитета по конституционному законодательству и госстроительству), даже не стал обсуждать   - мол, "если будет настоящая конкуренция, то никакие бюрократические органы не нужны будут, потому что любой коррупциогенный фактор будет тут же выявлен оппозиционными фракциями или наоборот правительственной партией и представлен публике".

Очень похоже на рассуждения наших либералов начала 1990-х - мол, государство вообще не должно вмешиваться в экономику, все решит свободная конкуренция и "невидимая рука рынка".

Еще более оригинально оценил идею антикоррупционной экспертизы законопроектов лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев    - мол, сама по себе она "правильная и нужная",  но "запоздалая и несуществимая" без "кадровой революции" в стране, которую, очевидно, мечтает осуществить ЛДПР. Да и вообще, по мнению Лебедева, существующий в стране уровень коррупции не позволит реализовать такую идею независимо от того, кто будет ее реализовывать - большое правительство, активные граждане или СМИ.

В общем, как в известной поговорке одного  братского, но  самостийного народа, "не теряйте, куме, силы, опускайтеся на дно". Впрочем, Лебедев не удержался и от пинка в адрес своих основных политических  конкурентов, предложив, прежде чем применять законодательные меры по борьбе с коррупцией, сперва проверить на "коррупциогенность" единороссов, да и коммунистов со справороссами заодно.

Координатор фракции КПРФ в Госдуме Сергей Решульский это заявление комментировать не стал. А что до инициативы по контролю  законопроектов на  возможную коррупционность, то он счел ее излишней. Мол, в действующем законодательстве и так все необходимое есть. И зачем там экспертное мнение, или какое-то там "большое правительство" - вот, есть Минюст и у него есть полномочия: "Минюст подписывает (законопроекты) и дает добро, что там нет никаких коррупциогенных норм или положений". Ну а если качество контроля за законами неважное, надо министра юстиции привлекать к ответственности.

Что же до привлечения общественности к мониторингу принятия и  реализации законодательства, то, по мнению Решульского, и тут не надо огород городить - вот "у нас за бюджетные деньги, за средства налогоплательщиков работает Общественная палата. Все уже сделано". Правда, не удержавшись, эту же палату Решульский тут же достаточно резко раскритиковал: "И кто слышал эту Общественную палату? Где ее материалы, мониторинг, анализ применения принятых законов?" Вспомнил он и думскую комиссию по борьбе с коррупцией - где Грызлов, очевидно, из личной неприязни, вечно не давал ему слова, хотя он, в принципе, поддерживал почти все правительственные законопроекты.

Иными словами, лишний раз подтверждается, что у нашей главной оппозиционной партии ( как она себя любит позиционировать) главная претензия к партии власти - исключительно  ее персональный состав. А точнее, отсутствие своих представителей в правящих рядах. По прочим вопросам, даже таким, казалось бы, острым, как борьба с коррупцией, по мнению представителя КПРФ, все в целом сделано тоже правильно. Надо было  бы только людей поменять - на своих. Тогда, надо полагать, и с коррупцией, и с другими проблемами в России точно будет вскоре покончено.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Максим Хрусталев
Максим Хрусталев — журналист, репортер, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить