"Мы за русских". Но не всегда

Российский летчик, в прошлом боевой командир эскадрильи стратегических бомбардировщиков Ту-95 подполковник Владимир  Садовничий и представить не мог, что окажется за решеткой на восемь с половиной лет, да еще в таджикской тюрьме. Причем по обвинению в том, чего не совершал, а именно: "за контрабанду и насильственный прорыв государственной границы Таджикистана по предварительному сговору".

У авиакомпании, где работал Садовничий  и его товарищ по несчастью Анатолий Руденко, закончился контракт в Афганистане  по доставке туда продуктов питания. Самолеты Ан-72 пилотируемые  Садовничим и Руденко взяли обратный курс. Однако на подлете к таджикскому Курган-Тюбе местный диспетчер вдруг отказал и в воздушном коридоре, и в посадке. Для возвращения в Кабул топлива уже не было и они приняли по мнению всех авиационных экспертов единственно верное  решение - "сперва садиться, потом разбираться".

Наши пилоты на земле не ждали никакого подвоха. "Таможенные органы Республики Таджикистан досмотрели самолеты. Ничего незаконного и запрещенного на борту найдено не было", - вспоминает  Владимир Садовничий.

Тем не менее, летчиков почему-то взяли  под домашний арест, а потом  и вовсе поместили в СИЗО, за ... контрабанду. Таковой посчитали полуразобранный запасной двигатель  Ан-72, который  летчики перевозили из Афганистана: он принадлежит авиакомпании, контракт завершен, так спрашивается, чего ж его там оставлять? К тому же, за груз по международному кодексу отвечает авиационная компания - командир корабля не при чем, если это не оружие, наркотики, или взрывчатка. Ничего подобного, естественно,  в таджикском суде не фигурировало.

Читайте также: Русский заложник таджикского царька

Однако если действия таджикской стороны вызывают откровенное возмущение, то позиция нашей - недоумение.  "За весь период расследования никакой  моральной и правовой помощи от представителей российского посольства я не ощущал", - говорит  Владимир Садовничий.

Правда, когда дело стало обретать для летчиков совсем уж скверный оборот,  вмешался лично глава МИД Сергей Лавров. Он выступил с достаточно жестким заявлением и предупредил таджикских коллег, что эта история может "повлечь далеко идущие последствия для  развития российско-таджикских взаимоотношений".

Свое возмущение осуждением  Владимира Садовничего и Анатолия Руденко высказал и президент Дмитрий Медведев, после которого российские дипломаты объяснили свою якобы нерасторопность: "Наша задача - вызволить людей, а не устраивать скандал. Поэтому мы не били во все колокола, а тихо действовали по своим каналам, чтобы никто не терял лицо".

Тут интересен и другой вопрос - а почему на протяжении всех этих месяцев тему задержания русских летчиков не поднимал никто из тех, кто причисляет себя к "гражданскому обществу"?  Например, "посадка" Бориса Немцова всего-то на пятнадцать суток за нарушение общественного порядка вызвала настоящую истерику в правозащитной среде, а "Эмнисти Интернешнл" сразу же причислила его к пантеону "узников совести". Вспомним многочисленные протесты, поддерживаемые, в том числе и международными организациями по поводу задержаний тех или иных участников "маршей несогласных". Хотя, как показала практика последних месяцев, в Лондоне или Нью-Йорке с участниками несанкционированных шествий тамошняя полиция обходится еще более бесцеремонно.

А тут все наши либералы и правозащитники хранят гробовое молчание. Хотя казалось бы -  удачный повод заявить о себе, особенно в предвыборный период.

Еще более странной выглядит "тишина" со стороны системных партий, особенно тех, кто выступает под патриотическими лозунгами.

Та же ЛДПР не устает повторять: "Мы - за бедных, мы - за русских". Чего бы им не вспомнить о  двух летчиках - которые и бедные, и русские? Владимир Вольфович, правда, вспомнил, но только на этой неделе, выступая в предвыборных теледебатах. А сидят летчики, напоминаем, с марта. До теледебатов, они, похоже, ЛДПР не интересовали. 

Или  еще борец "за справедливость" - во всяком случае, один из "брэндов" партии с говорящим названием "Справедливая Россия", Геннадий Гудков: "Это явный антироссийский выпад, на который надо ответить, потому что если мы и дальше будем такое сносить, нас за людей считать не будут и будут плевать в лицо", - заявил он на днях. И добавил: "У нас почему-то начинают защищать граждан России, если дело касается попавшего в историю чиновника. Про обычных трудяг и не вспоминают".

Золотые слова - только отчего же господин Гудков произнес их после того, как на эту тему с соответствующим заявлением выступил президент Медведев? До этого восемь месяцев Геннадий Владимирович распинался обо всем что угодно, кроме судьбы двух конкретных "обычных трудяг".

Коммунисты отмалчиваются до сих пор, предельно осторожной оказалась и позиция парламентского спикера Бориса Грызлова. Он только пообещал потребовать от своего таджикского коллеги на заседании совета Межпарламентской ассамблеи СНГ объяснений.

Между тем, Конгресс русских общин (КРО) обратился к партии "Единая Россия" с предложением ввести ответные меры в отношении Таджикистана,в частности,  вернуться к визовому режиму с этой страной, а также ввести квоты на выдачу виз и сократить сроки пребывания в РФ граждан Таджикистана. Помимо этого, предложено  инициировать служебное расследование деятельности посольства РФ в Таджикистане с последующим принятием кадровых решений в отношении лиц, которые "не выполнили своего долга и бросили российского гражданина и его коллегу в беде". Вот только, опять-таки, сделано это было уже после того, как злоключения летчиков в Таджикистане стали темой номер один в российской прессе.

Кстати, о прессе. Критиковать официальных лиц и политические партии в данной ситуации, конечно, можно и нужно. Но свою долю ответственности за произошедшее несут и журналисты. Сейчас ноябрь. А в заключении Садовничий и Руденко оказались еще в мартеТо есть больше полугода отечественная пресса судьбой двух летчиков особо не интересовалась. Так, где-то что-то было - но и не более того. И над этим тоже стоило бы подумать...

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Максим Хрусталев
Максим Хрусталев — журналист, репортер, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить