На сайте "Правого дела" опубликован проект Манифеста партии. От предвыборных программ других партий он отличается только тем, что опубликован на сайте "Правого дела". Плюс — немного анекдотов, чтобы повеселить заскучавшую от чтения публику.
"Мы — партия здоровья и просвещения. Мы — партия нового уклада жизни. Мы — партия похода против смерти. Мы — партия гражданского мира. Мы — партия настоящей демократии. Мы — партия новой индустриализации. Мы — партия современной армии. Мы — партия Большой Европы". В общем, после такого вступления Манифест можно и не читать. Потому что спорить с этими банальностями — бессмысленно. Соглашаться — нелепо, поскольку гражданский мир, здоровье, просвещение и прочие правильные вещи разумеются сами собой. Их вы найдете в программе любой партии — от "Единой России" до какого-нибудь несуществующего ПАРНАСа. Нельзя же, в самом деле, всерьез представить, что какая-то партия выступит против индустриализации или современной армии. Но Манифест "Правого дела" все же стоит почитать. Чтобы развлечься.
Например, авторы документа предлагают ограничить фракцию правящей партии в Госдуме максимум 50 процентами мест. Для "правой" и, казалось бы, либеральной партии понятие "волеизъявление народа" должно быть священным. Но нет, проголосуй хоть 90 процентов россиян за какую-либо партию, в парламенте она все равно получит не больше половины мест. Интересна и мысль о том, что прокуроры должны не назначаться, а избираться. Странно, что предложения "Правого дела" не распространилось дальше — на судей, министра МВД, начальников УВД, директора ФСБ и прочих правоохранников. Вот было бы веселье по всей стране: всенародно избранный вор в законе в роли прокурора — куда как смешно.
Администрация президента, по смелой задумке "правых", должна превратиться в "общегосударственный орган стратегического планирования". Уместно спросить: а сейчас она чем является?
Вместо перечисленных выше банальностей в Манифест стоило бы включить пункт об обязательном изучении всеми членами "Правого дела" русского языка и сдаче соответствующего экзамена. Потому что лексические конструкции, содержащиеся в Манифесте, анализу поддаются с трудом. "Наша индустрия, армия, школа и здоровье подорваны", "Он был только ее средством", "Многие граждане бывшего СССР и их потомки теперь стремятся зарабатывать деньги в нашей стране, но они здесь больше не живут". Вот о чем это все? Что значит — школа подорвана? Кто чьим средством был? Почему граждане бывшего СССР здесь больше не живут, где это — здесь? И почему, собственно, они должны жить именно здесь, где бы это "здесь" ни было?
А что бы могло означать словосочетание "смертоносные дорожные знаки"? "У нас нет накоплений на старость — их негде и не в чем накапливать", — всерьез пишется за подписью олигарха Прохорова. Понятно, что "Правое дело" — партия не только Прохорова, понятно, что манифест — не для членов партии, а для потенциальных избирателей. Но ведь должен же быть у его авторов хоть какой-то минимум вкуса?
"Спасибо Л. И. Брежневу и советскому нефтегазовому геополитическому проекту", — не в шутку, а именно всерьез написано в программе "правой" партии." В 1993-м мы допустили артиллерийский огонь по Верховному Совету ради прекращения гражданского конфликта и сохранения гражданского мира". Логика, что называется, железная.
Или вот еще: "Гражданин обязан сам стремиться быть здоровым и образованным". Кому это он обязан? А если гражданин хочет работать физически и, к примеру, выращивать хлеб — к суду его? И что еще, по мнению "правых", обязан гражданин помимо того, что перечислено в законодательстве? Может, он обязан, к примеру, любить родину? Неужели авторам манифеста не понятно, что слово "обязан" опасно настолько, что его вообще лучше не употреблять, если речь не идет об обязанностях, накладываемых на человека законом? Нет, не понятно. Потому что чуть ниже — пассаж о том, что культура обязана "спроектировать и предложить гражданам России новый уклад жизни" — ни больше, ни меньше. Авторам Манифеста "Правого дела" отказывает не только здравый смысл, но и простая логика.
"Сегодня единственная реально существующая в стране власть — власть президента. Она слишком мала для такой большой страны, как Россия… Одной этой власти мало для проекта новой России. Властей должно быть много. Поэтому мы идем во власть". О чем это? О том, что каждый прошедший во власть "правый" станет отдельной ее ветвью?
А вот это о чем: "Нам нужны не два компетентных руководителя, решающих между собой, как жить стране и кто будет следующим первым консулом, а многие тысячи ответственных и полномочных руководителей, регулярно сменяемых на своих постах". То есть сейчас у нас нет ни губернаторов, ни мэров, ни председателей поселковых советов — всем, включая таежные поселки, руководит тандем?
"Губернаторы должны обладать властными полномочиями федерального уровня", — говорится далее. То есть губернатор, скажем, Республики Марий Эл, должен по задумке "правых" получить полномочия объявлять войну, распускать федеральный парламент, наносить, когда пожелает, официальные иностранные визиты — хоть английской королеве, хоть французскому президенту.
Естественно, в Манифесте не обойдена стороной любимая тема Михаила Прохорова — интеграция России в Большую Европу. Но затрагивается она какими-то очень странными оборотами. "Вслед за Шарлем де Голлем мы провозглашаем Европу от Лиссабона до Владивостока. Мы продвигаем европейскую цивилизацию на Восток на правах ее основателей"… Вы спросите, при чем здесь Шарль де Голль? А он совершенно ни при чем: идея Большой Европы от Лиссабона до Владивостока принадлежит вовсе не ему — и до и после де Голля ее высказывали многочисленные политики и ученые. А насчет "основателей европейской цивилизации" — это совсем сильно. Осталось только понять, считают "правые" основателями европейской цивилизации россиян вообще или партию "Правое дело", в частности. Впрочем, смешно и в том, и в другом случае. "Мы не должны вступать ни в ЕС, ни в НАТО…". Ну хоть это слава Богу"! А то ведь что в Страсбурге, что в Брюсселе нас уж заждались, но мы сказали им свое твердое "нет". Зато с валютой не пронесло: Манифест провозглашает введение в России общей с Европой валюты. Слово "евро" авторы документа предусмотрительно не употребляют: коллапс, в котором находится Греция и порог которого переступает Испания, связан в первую очередь именно с введением в этих странах общеевропейской валюты.
Заканчивается документ патетической фразой: "Россия всегда права!". Ну, в общем, наверное, да. Только не в том смысле, в котором думают лидеры "правых".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.