В истории с гибелью 19-летнего московского студента Ивана Агафонова есть три составляющих: правовая, моральная и политическая.
Драки между посетителями ночных клубов - не редкость. Скорее даже обыденность. Не так посмотрел, случайно толкнул - и понеслось. Доходит и до летальных исходов. Но в большинстве случае подобного рода инциденты теряются в общей сводке происшествий, если вообще дело доходит до вмешательства правоохранителей - как правило, участники потасовок не считают нужным привлекать к участию в инциденте полицейских.
В истории же, случившейся вечером 13 августа у входа в московский клуб "Гараж", есть ряд факторов, выделяющих её из ряда похожих происшествий. Во-первых, погиб 19-летний выпускник юридического колледжа (по последним данным, он его не закончил, уволившись с 4-го курса) Иван Агафонов. Во-вторых, его убийцей оказался 25-летний дагестанец Расул Мирзаев. В-третьих, Мирзаев ко всему прочему оказался ещё и профессиональным спортсменом, чемпионом мира по боям без правил по кличке Чёрный тигр.
Конфликт, по рассказам очевидцев, произошёл из-за девушки. Иван шутки ради решил позаигрывать с незнакомкой, затем повздорил с сопровождавшим её спутником, который, на беду молодого москвича, оказался тем самым бойцом. Драки, собственно, не получилось - дагестанец одним ударом отправил своего оппонента в глубокий нокаут. Ну а далее в дело вмешался его величество случай: то ли в результате удара кулака, то ли при падении на асфальт, но травма оказалась слишком серьёзной. В общем, Ивана доставили в больнице, где он, спустя несколько дней, скончался.
С точки зрения права всё более-менее ясно: убийца должен понести наказание. И никаких смягчающих факторов здесь быть не может. Скорее, больше отягчающих, поскольку профессиональный спортсмен должен уметь контролировать свои эмоции, адекватно оценивая ситуацию, поскольку не может не знать, что обладает серьёзным оружием, а обычные люди просто не готовы держать удар профессионала.
Между тем, спор вышел далеко за рамки юридических норм и кодекса бойцовской чести. В дело вмешалась национальная составляющая. Если бы на месте Мирзаева и Агафонова оказались люди одной национальности, то, возможно, история не получила бы столь широкой огласки. Так, например, с убийством в ночном клубе Владикавказа, где в результате конфликта погибли начальник охраны председателя правительства Южной Осетии и двоюродный брат президента республики Эдуарда Кокойты. Виновником преступления оказался житель Владикавказа, спортсмен-кикбоксер, чемпион крупных соревнований Альберт Цзгоев.
Но в данном случае, судьба развела конфликтующих по разные стороны национальных баррикад. В итоге, сторонники Мирзоева винили во всем "русского слабака", а защитники Агафонова призывали русских "проснуться" и "гнать чёрную мразь".
В принципе, если бы Мирзаев и Агафонов поменялись местами, было бы не лучше. Разве что "патриоты" довольствовались тем, что "русский богатырь" завалил "обезьянку", а противная сторона кричала о "страшном русском фашизме". Но это всё фантазии, а пока приходится принимать действительность, которая оказывается такой, какой есть.
Подсуетились и политики. Партия "Яблоко" в меру своей толерантности, вспомнив, почему-то, про случай с Николаем Валуевым, обвиняемого в избиении 61-летнего сторожа автостоянки (уголовное дело в отношении боксёра-тяжеловеса, кстати, было прекращено за отсутствием состава преступления), предложило ввести в Уголовный кодекс положение, в соответствии с которым применение навыков боевых искусств отягчает наказание, в случае если оно не вызвано необходимостью самообороны или защиты жизни и здоровья граждан от преступных посягательств.
С более жёстким заявлением выступил лидер ДДПР Владимир Жириновский, связавший это преступление с убийством Егора Свиридова. Он обратился с официальными письмами к начальнику ГУ МВД РФ по г. Москве В.А.Колокольцеву, Прокурору Москвы С.В.Куденееву и Председателю Следственного комитета России А.И.Бастрыкину с просьбой взять расследование данного инцидента под особый контроль. "Обращаю Ваше внимание на вероятность присутствия этнического фактора в этом чудовищном убийстве, что может существенно усилить и без того мощные протестные настроения в обществе. Любые попытки национальных диаспор оказать какое-либо воздействие на ход расследования неминуемо станут достоянием общественности, что может спровоцировать повторение событий на Манежной площади в декабре 2010 года. С учетом сказанного выше, прошу Вас взять расследование данного инцидента под особый контроль и принять все меры по скорейшему раскрытию преступления, поиску, задержанию и максимально жесткому наказанию виновного", - говорится в обращении.
Второй Манежки, разумеется, не будет. Уж слишком они разные - Агафонов и Свиридов. Мальчик-мажор, кадрящий девчонок в ночных клубах, и участник фанатской группировки. А вот исключать вероятность давления на следствие и суд друзей и родственников виновника, у которого "было тяжелое детство", который "очень переживает" по поводу случившегося и вообще является "спортивной надеждой России" нельзя. Равно как и попыток со стороны отдельных представителей политической и околополитической общественности заработать на этом деле свою долю политического капитала.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.