Минуло три года с начала "пятидневной войны", когда Грузия атаковала Южную Осетию, поливая "Градом" ее столицу Цхинвал.
Накануне этой скорбной даты президент РФ Дмитрий Медведев дал большое интервью радиостанции "Эхо Москвы", телеканалам Russia Today и "Первому кавказскому информационному", где рассказал в том числе и о том, как принимались решения той тревожной ночью: "Когда в ночь с 7 на 8 августа мне позвонил министр обороны (я тогда был в отпуске, двигался на теплоходе по Волге, а вся планета находилась в предвкушении олимпиады в Пекине) и сказал, что наш грузинский сосед начал активные боевые действия, я вначале очень засомневался. Он что, совсем сумасшедший? Сбрендил, что ли? Может быть, это просто провокация и он испытывает на прочность осетин и хочет что-то нам показать?"
Сомнения нашего главы государства более чем понятны. Всего за 4 часа до обстрела Цхинвала в августе 2008-го Саакашвили светился миролюбием на телевизионном экране, выступая по грузинскому ТВ со специальным обращением: "Хочу сказать с полной ответственностью: я издал приказ, чтобы ни одно грузинское соединение не открывало огонь… Я предлагаю немедленно провести переговоры… Я предлагаю руку дружбы и партнерства всем… Я еще раз подчеркиваю важнейшую роль Российской Федерации в решении и урегулировании этих конфликтов… Давайте все вместе дадим шанс миру и диалогу!"
Читайте также: Медведев: Саакашвили должен предстать перед международным трибуналом
Что было дальше — известно. Министр обороны России доложил Главнокомандующему, что грузины предпочли разговаривать о мире языком артиллерийских орудий и уже уничтожена палатка с российскими военнослужащими. "И я сказал: открывайте ответный огонь на поражение. Это была самая сложная ночь в моей жизни! Мне больно от того, что произошло тогда. До сих пор, — признается Дмитрий Медведев. Однако он уверен, что действовал правильно и целей своих достиг: "Я считаю, что цель операции по принуждению к миру, которая продолжалась пять дней, была выполнена. Ее итогом не являлся захват Тбилиси или какого-то города. Нужно было просто остановить агрессию, которую развязал Саакашвили. Задача состояла в том, чтобы в тот момент разрушить военную машину Грузии и она перестала бы наносить удары по мирным жителям Абхазии, Осетии и России".
В Тбилиси — другое мнение. Саакашвили не пожалел сил и средств, чтобы обратить очевидное поражение в свою победу, не мечом, так языком: "58-я российская армия фактически была сожжена 4-й (грузинской) бригадой. Наши войска впервые после Второй мировой войны заставили бежать с поля боя русских генералов" (Миша, ау! Во Второй мировой войне мы воевали не против друг друга, а вместе!).
Впрочем, геббельсовская позиция Саакашвили совершенно понятна: надо же было как-то оправдаться за средства, потраченные на "оборону". А они немалые: за годы своего президентства Мишико увеличил военный бюджет в 33 раза, установив новый мировой рекорд. Стремление соответствовать "стандартам НАТО" привело к расходам грузинского командования, эквивалентным почти 1 млрд долларов, что составляет 9 процентов ВВП страны (4 процента — уже критический уровень для любой экономики), или 25 процентов всех доходов республиканской казны на 2008 год.
Кроме того, обратить поражение в победу было необходимо и по стратегическим понятиям. Ну не могли "стрелецкие полки" России, вооруженные пищалями и кремневыми ружьями по определению одолеть без пяти минут новобранца НАТО, оснащенного до зубов передовыми технологиями. Признать подобное — значит поставить под сомнение правильность выбранного курса. Отсюда — "батоново решение": Саакашвили заявил, что российские войска планировали взять под свой контроль не только его республику, но и весь Черноморско-Каспийский регион в придачу. И только благодаря доблести грузинских военнослужащих коварные планы удалось соврать… простите — сорвать. Значит, не караул, а ура, враг разбит! Ну или, ладно, почти разбит…
Читайте также: США снова сталкивают Грузию и Россию
Ответ новоявленному полководцу ради объективности можно найти, например, на сайте WikiLeaks, опубликовавшем дипломатические депеши посла США в Тбилиси Джона Тефта: "Конфликт августа 2008 года существенно подорвал Вооруженные силы Грузии, которые не в состоянии контролировать воздушное пространство страны или отразить вторжение любого из ее соседей". Еще в документе говорится, что из-за войны 08.08.08 Грузия лишилась по меньшей мере 60 процентов средств ПВО, 30 процентов бронемашин, 40 процентов винтовок американского производства. Все эти потери не восстановлены, особо подчеркивает американский дипломат.
Значит, военная операция России, кто бы чего бы ни болтал, действительно удалась. Выражаясь словами нашего президента, боевую машину Грузии тогда заклинило. Надолго ли? Официальный Тбилиси с тех пор неустанно доказывает мировой общественности, что нападать ни на кого ни собирается. Но мы уже слышали подобные заявления три года назад. Напомню: аккурат за 4 часа до начала бомбардировки Цхинвала. Хотя в вероятность новой войны российский президент Дмитрий Медведев не верит: "Я очень надеюсь на то, что между нашими странами никогда никаких конфликтов больше не будет. Даже в период пребывания у власти господина Саакашвили, — заметил президент. — Самое главное, чтобы эту печальную страницу перевернув, мы помнили о том, что произошло, но смотрели в будущее. Чтобы мы восстановили те огромные связи, которые существовали между российским и грузинским народом. И мне очень бы хотелось, чтобы это произошло как можно быстрее…".
Увы, вряд ли при власти "господина Саакашвили" связь между Россией и Грузией восстановится. В Тбилиси по-прежнему плохо слышат и предпочитают "старые песни о главном". Пресс-секретарь грузинского лидера Манана Манджгаладзе в ответ на заявления Дмитрия Медведева опять затянула про "оккупацию" и даже "этнические чистки" и сравнила тон президента РФ с "лексикой холодной войны".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.