Лидер "Правого дела" Михаил Прохоров резко, но как-то странно взял быка за рога. Судя по всему, партию он представляет себе как большую, правда, очень убыточную корпорацию.
Как неоднократно заявлял Прохоров, "Правому делу" нужны новые лица. И с этим поспорить трудно: обновление рядов - логичный шаг для "правых", которые на предыдущих думских выборах набрали меньше одного процента. Хотя бренда "Правое дело" тогда еще не существовало, идеология и основные персонажи были те же.Привлечением новых лиц Михаил Прохоров занялся самолично - ему удалось обаять владельца аптечной сети "36,6" Артема Бектемирова, а вот колбасного магната и владельца сети "Республика" Вадима Дымова - не удалось. Хотя очевидно, что лучше для "Правого дела" было бы, если бы все произошло наоборот. Аптеки "36,6" давно и прочно ассоциируются с необоснованно высокими ценами, что явно не добавит популярности партии.
Очевидно, что в глазах убежденных либералов рейтинг "Правого дела" не повысит и тот факт, что партия активно и совершенно открыто заигрывает с националистами. Понятно для чего - приманить часть интернет-свиты Алексея Навального, который позиционирует себя, как националистически настроенного либерала. Заявления партийцев из "Правого дела" о том, что они собираются оттянуть избирателей у ЛДПР, по меньшей мере наивны - электорат Жириновского ни при каких обстоятельствах не перейдет на сторону олигарха Прохорова.
Тем не менее, партменеджеры "Правого дела" активно осваивают этот рынок. "В подмосковном отделении мы точно хотим заняться "русским" вопросом", - подтвердил "Известиям" член федерального политсовета, лидер московского областного отделения "правых" Борис Надеждин. "В мое отделение теперь массово вступают офицеры и молодые бритоголовые", - без тени смущения сообщил Надеждин.
Читайте также: "Правое дело" предложит хлеба и зрелищ
При этом "правые", по словам их лидеров, избрали довольно необычную тактику, которую хорошо характеризуют слова из известной юморески: "Здесь играем, здесь не играем". В регионах, где националистические настроения сильны, они собираются поиметь свой скромный гешефт, выдвигая соответствующие лозунги. Там, где это невозможно - например, в Татарстане или на Кавказе - использовать другие маркетинговые ходы. Как будто у регионов есть какие-то железные информационные занавесы друг от друга и в одном не знают, что происходит в другом.
Очевидно, что миллиардер Прохоров пытается внедрить в партроительстве те же схемы, которые он с успехом применяет в бизнесе. Видимо, он считает, что партия - это такая большая корпорация, только убыточная (и то до определенных пор - корпорация ЛДПР, например, очень даже прибыльная). И, соответственно, управлять партией нужно ровно так же, как бизнес-проектом.
Например, Прохоров самолично исключил из "Правого дела" все петербургское отделение партии в полном составе - 1334 человека. Вполне можно допустить, что это региональное отделение было неэффективным. Но люди объединяются в партии не только потому, что ставят перед собой конкретную цель прихода к власти (1334 человека одновременно в принципе не могут этого сделать), но и потому, что исповедуют ту или иную идеологию. То есть партия (в идеале) - это не только механизм прихода к власти, но и сообщество единомышленников.
И в этом смысле понятие эффективности и неэффективности не настолько очевидны, насколько они очевидны в бизнесе. Кроме того, существуют некие описанные законом процедуры формирования, роспуска региональных отделений и назначения их лидеров - конференции, внутренние выборы и т. д.
Во всяком случае, в той же "Единой России", как бы к ней ни относиться, происходит именно так. А проходящие сейчас внутрипартийные праймериз (предварительные выборы) - это вообще невиданный разгул демократии. Даже в "партии одного человека" - ЛДПР - периодически происходят какие-то выборы, пусть и с очевидным результатом, зато демократичные по форме. В конце концов, даже КПСС пыталась создавать видимость внутрипартийной демократии.
В уставе же "Правого дела" председатель партии официально назван Лидером (именно с большой буквы) и именно он решает, кого казнить, а кого миловать. То есть самая либеральная, по задумке, партия страны не только пытается играть на противоположных от либерализма политических полях, но и в смысле организации своей внутренней жизни поступает ультраантилиберально.
В том, насколько это соответствует Федеральному закону о партиях, может, если захочет, разобраться Минюст.
А в том, насколько это соответствует здравому смыслу и ожиданиям избирателей, будет разбираться сам избиратель. И не факт, что эффективный менеджер Прохоров окажется эффективным политиком.
P. S. Как стало известно позднее, Михаил Прохоров поставил вопрос об исключении из партии Бориса Надеждина - за высказывания в интервью "Известиям", процитированные выше.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.