В СМИ уже высказывались предположения, что главным конкурентом "Справедливой России" на предстоящих выборах в Госдуму может стать партия "Правое дело". Эту версию подтверждают и заявления лидеров эсеров, по мнению которых рост популярности "правых" будет происходить за счет "Справедливой России".
С таким заявлением, в частности, выступил зампред фракции "Справедливой России" в Госдуме Геннадий Гудков, связавший "бурный рост" "Правого дела" и "давление" на его партию. По словам парламентария, для "Правого дела" удачно подобрались объективные и субъективные обстоятельства. Во-первых, либерально-демократическая партия действительно нужна. А во-вторых - "СР" стала серьезно раздражать власть. Так что если эсеров попытаться уменьшить, то для правых, естественно, окажется больше места, приводит мнение депутата "Независимая газета".
Чуть ранее на пресс-конференции по поводу своей отставки с поста спикера Совета Федерации уничижительные филиппики в адрес "правых" позволил себе и неформальный лидер "Справедливой России" Сергей Миронов. По его мнению, вряд ли "у партии, которую возглавил человек, считающий, что все должны работать 60 часов в неделю, будет бешеный успех". При этом Миронов заметил, что сам Прохоров "мимикрирует" и будет говорить о защите интересов и прав трудящихся.
Как ранее предполагала "Правда.Ру", именно "Справедливой России" в рамках предстоящей предвыборной кампании придется вести борьбу за выживание в Госдуме. И на фоне ожидаемого спурта "правых" кадровые и идеологические проблемы эсеров только поспособствуют наметившейся отрицательной рейтинговой динамике партии, потерявшей за последний месяц два процента (по данным опроса социологов, если бы выборы в Госдуму состоялись в ближайшее воскресенье, за СР проголосовало бы 4 процента избирателей). Других объективных причин, чтобы опасаться усиления позиций "правых", у справедливороссов нет.
Во-первых, не факт, что в случае прихода к управлению партией Михаила Прохорова и его команды "Правое дело" выберется из сегодняшней однопроцентной ямы. Это не более чем гипотетические предположения, в основе которых лежит русский "авось".
Во-вторых, "Справедливой России" вообще не стоило бы публично выражать свои опасения по поводу возможного "бурного роста" "правых", поскольку идеология и электорат этих партий кардинальным образом отличаются друг от друга. По крайней мере, в теории.
"Прохоров претендует на либеральный электорат, который рассчитывает на послабление для бизнеса, создание разумных "правил игры". То есть очевидно, что это такие селф-мэйд-мены, которые исповедуют идеологию "не мешайте нам". "Справедливая Россия" - это классическая левопопулистская партия, и все ее лозунги абсолютно неприемлемы для "Правого дела"", - пояснил "Правде.Ру" гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
"Это очень разный электорат, - поддерживает эту точку зрения глава Совета по Национальной стратегии Валерий Хомяков. - И когда Гудков такое мнение высказывает, надо хотя бы иметь представление о том, что такое электорат "правых". Для них символом является Гайдар и все, что было в 90-х. Это люди, которые выиграли в ходе реформ. Так что заявления о каких-то подвижках в этой связи на электоральном поле просто не обоснованны".
Собственно, до недавнего времени в "Справедливой России" никакого беспокойства по поводу грядущих перемен в "Правом деле" не наблюдалось. В марте этого года Сергей Миронов, комментируя ситуацию с поиском "правыми" лидера-тяжеловеса для своей партии, был более чем миролюбив. "Насколько я понимаю, одной из главных проблем этой партии было отсутствие у них лидера. Может быть, действительно, в связи с появлением лидера их ждет хотя бы организационный, если не электоральный успех", - сказал он. По словам Миронова, поиски лидера объясняются желанием "Правого дела" получить представительство в Госдуме на предстоящих парламентских выборах. "И здесь я могу пожелать им успеха, поскольку нам меньше всего нужен партийный монополизм в Госдуме", - заявил он.
Что же произошло? Почему из потенциальных союзников в борьбе против "партийного монополизма" либералы вдруг превратились в первоочередных конкурентов?
Константин Симонов связывает это с внутренними проблемами эсеров. "У "Справедливой России" плюрализм в одной голове, - считает он. - С одной стороны, она считала себя оппозиционной партией, а с другой, прикрывалась некогда существовавшим доверием Путина. То есть Миронов думал, что он может быть оппозиционером и иметь в то же самое время гарантии сохранения своего поста. Но в политике так не бывает, это абсурдно и смешно. И когда "Единая Россия" действительно стала относиться к "Справедливой России" как к конкурирующей партии, эта ситуация стала для них, конечно, неожиданной. На мой взгляд, "справороссы" сейчас находятся в шоке и несут всякую чепуху", - пояснил он "Правде.Ру".
Также по теме: Миронов? А кто это?
Так что проблема не столько в электорате, сколько в его качественном отсутствии.
Потенциальный избиратель "Справедливой России" не однороден. Партия, собранная из трех политических структур, так и не смогла выработать определенную идеологию. Декларирование принципов "социализма версии 2.0" - это, конечно, хорошо. Но помимо лозунгов должна быть и некая, скажем, научная, серьезная идеологическая база, которая у эсеров крайне размыта. Собственно, именно это является одной из причин, по которым партия теряет своих представителей.
Так, 12 мая (то есть почти за неделю до известных событий) депутат ГД от "Справедливой России" Эльмира Глубоковская написала заявление о выходе из партии. "Я сегодня считаю, что быть в оппозиции - это не постоянно говорить о том, что мы против всего. Возможно, обсуждение, и конечно, внесение своих инициатив, но не обязательно все отрицать", - пояснила она причины своего решения.
С другой стороны, в "Справедливой России" достаточно много людей, связывающих с партией, которую возглавляет третье лицо в государстве, определенные надежды на карьерный рост, которые сейчас уже не выглядят столь радужными, так что не исключен естественный отток коммерсантов от политики в другие партии. И не исключено, что в то же самое "Правое дело", заинтересованное в привлечении уже готовых партийных структур на местах. Ситуации, когда из одной партии в другую бегут целыми региональными отделениями, не такая уж и редкость, так что в этом отношении федеральному руководству действительно есть чего опасаться.
Но именно опасаться, а не обвинять потенциальных перебежчиков в предательстве, поскольку члены партии... равняются на своего лидера.
"У "Справедливой России" был великолепнейший шанс доказать, что она действительно оппозиционная партия, - считает Валерий Хомяков. - Но когда лидер, потерявший место в Совете Федерации, пытается себя трудоустроить в Государственную думу - это суперошибка, всем становится ясно, что он просто нашел новое место работы". Соответственно, обвинять своих бывших соратников, которые решили поменять менее удачливого работодателя на более перспективного, в этой ситуации несколько аморально. Как говорится, только бизнес, ничего личного.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.