В вопросе о существовании Движения против нелегальной иммиграции поставлена точка. Решение Мосгорсуда о признании ДПНИ экстремистcкой организацией стало своего рода coup de grace для объединения националистов. Можно назвать это решение "ударом милосердия", можно - политической эвтаназией. Суть от этого не меняется: власти сами сделали то, на что не решились лидеры "легальных" националистов.
Процесс официального признания борцов с нелегальной иммиграцией экстремистами занял два месяца. Ровно столько прошло с момента, как прокурор Москвы Юрий Семин направил в Мосгорсуд заявление о запрете деятельности ДПНИ, до понедельника, когда состоялось заседание в Мосгорсуде, по итогам которого был вынесен приговор. ДПНИшники, конечно, сопротивлялись, но не слишком активно и убедительно.
Например, пытались обвинить прокуратуру, в одном из заявлений назвавшую ДПНИ "движением против незаконной иммиграции", в неуважении как к самой организации, так и к суду. Или же объявить движение международным, выведя таким образом ведение дела из-под юрисдикции Мосгорсуда. Впрочем, относительно первой претензии обвинение пояснило, что была допущена опечатка, а по второму вопросу истцы не смогли представить убедительных доказательств.
В итоге суд счел достаточными собранные прокуратурой доказательства того, что цели и действия указанной организации направлены на осуществление экстремистской деятельности, и вынес решение о запрете деятельности объединения. Впрочем, представители организации не стали дожидаться вынесения решения и демонстративно покинули зал после того, как судья удалился в совещательную комнату, изрядно удивив сотрудников прокуратуры. "Мы думали, что процесс проходит по принципу состязательности, и были очень удивлены, когда все представители ответчика покинули зал, не дожидаясь вынесения решения", - сказала прокурор Ирина Семенова.
Впрочем, считает заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрий Бадовский, принятое судом решение, с учетом всех выдвинутых к ДПНИ исков и претензий, было вполне ожидаемым. Более того, по мнению политолога, к этому решению были готовы и сами представители ДПНИ, которые в последнее время начали прорабатывать инициативы новых объединений. "То есть активисты ДПНИ и сами понимали, что их движение доживает последние дни, и начали искать для себя возможности создания новой организации в союзе с какими-то другими структурами", - пояснил он.
Президент Института стратегических оценок и анализа (ИСОА) Александр Коновалов, отмечая опасность националистических организаций, сказал: "Если какие-то упреждающие меры будут приняты по отношению к радикальным националистическим организациям, если это доказано в суде, то я ничего против иметь не буду". По его словам, если суд используют для того, чтобы запретить оппозиционную организацию, - это один момент. Но если деятели из ДПНИ бегали по электричкам и избивали азиатов", то "правильно, что запретили".
"Любой национализм, - а ДПНИ для меня образец такого национализма, - для Российской Федерации является явным злом, несет угрозу целостности общества. Национализм любого толка или вида, как бы он ни выглядел, - это начало распада страны. И поэтому в отношении него требуется реакция власти - судебная, законодательная, исполнительная", - утверждает в свою очередь политолог Дмитрий Гусев.
"Решение правильное, - присоединяется к коллегам директор Института глобализации и социальных движений политолог Борис Кагарлицкий. - Я считаю, что в России имела место избыточная толерантность по отношению к разного рода расистским и ультраправым организациям". Кагарлицкий называет решение суда в отношении ДПНИ не только правильным, но и показательным, поскольку "теперь есть некий судебный вердикт, который расставляет все точки над i и определяет, что является общественно приемлемым в плане политического поведения, а что нет".
В целом же запрет судом ДПНИ можно в какой-то степени считать благом для этой организации. По сути, после 2007 года эта организация вступила в период серьезных внутренних противоречий. Раскол, произошедший на съезде ДПНИ летом 2008 года, фактически поставил крест на дальнейших перспективах движения. Все заявления о построении на базе ДПНИ политической партии так и остались заявлениями. По большому счету, для лидеров ДПНИ эта организация превратилась в тот самый чемодан без ручки, который нести тяжело, а бросить жалко.
Теперь жалеть уже ни о чем не придется. Праворадикалы получили возможность говорить о проводимых в отношении них политических репрессиях, демонстрировать решимость начать все с чистого листа и т. д. и т. п. Другое дело, что им еще предстоит убедить в этом всех остальных - как своих сторонников, так и независимых наблюдателей. Последние, судя по всему, не готовы верить на слово националистам. А воздействовать на имеющийся актив одними только призывами и обещаниями уже не получится.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.