В воскресенье 17 марта 1991 года население Советского Союза решало судьбу своей страны. Через 9 месяцев на руинах сверхдержавы поднялись флаги независимых государств. Отправной точкой многочисленных реформ на постсоветском пространстве стало грубое нарушение прав человека на участие в управлении страной. Эта родовая травма демократии довлеет над нами до сих пор.
Выраженное на референдуме общенародное мнение было проигнорировано правящими верхами, осуществлявшими раздел 1/6 части суши. Впоследствии для легитимизации уже принятых решений потребовалось разъяснить непонятливому народу, что в СССР был ад.
Заработала мощная пропагандистская машина, призванная объяснить, почему уничтожена страна, за сохранение которой высказались 89,8 процента населения. На фоне бандитизма 90-х говорили о прогнившей, коррумпированной советской номенклатуре, на фоне бесноватых "демократических" выступлений рассказывали о карательной психиатрии, на фоне межнациональной резни в бывших республиках и в самой России пугали жертвами ГУЛАГа.
Для демонизации СССР были задействованы очень серьезные ресурсы. И это не удивительно - ведь только через ужас перед прошлым можно было как-то объяснить необходимость кризиса настоящего, когда Россия перестала кормить ненасытную периферию и социалистические страны, а жить стало только хуже. Когда на "неэффективные" социалистические заводы и шахты пришел долгожданный "хозяин", но распродал оборудование, шахты затопил, а из заводских цехов сделал торговый центр. Когда вдруг выяснилось, что Северный завоз рыночно неэффективен, и в дома Дальнего Востока пришел холод.
Эта кампания разорвала непрерывность нашей истории, но, даже не говоря сейчас о глобальном, она нанесла катастрофический удар по свободе слова. Сформировала фактическую идеологическую монополию демократов-западников в средствах массовой информации.
От монополии в СМИ произошел переход к монополии во власти. На фоне разговоров о свободных демократических выборах был расстрелян Верховный совет. Видимо, не случайно на защиту парламента в 1993 году встали столь разные общественные силы, от "имперцев" - национал-патриотов до коммунистов. И отнюдь не случаен был расклад на выборах 1996 года. С закономерным итогом, который был емко охарактеризован народным афоризмом: "Демократия - это власть демократов".
Двадцать лет спустя об итогах референдума о сохранении СССР и о его последствиях предпочитают не вспоминать. Сегодня либеральная часть оппозиции говорит о "провале демократических реформ в России", горько сетуя на общество, которое отвернулось от идеалов демократии.
Но абсурдно закрывать глаза на то, что от идеалов демократии первоначально, еще двадцать лет назад, отвернулась сама нынешняя либеральная оппозиция, те, кого в то время называли "младореформаторами". И отдельный вопрос - были ли вообще демократическими реформы 90-х?
Путинский период можно считать временем закручивания гаек, а можно - временем элементарного восстановления порядка в стране после хаоса реформ. Как бы там ни было, народ свою точку зрения высказал на выборах 2004 и 2008 годов.
Сделанного не вернуть, и Советский Союз из 2011 года не восстановить. Но родовую травму российской демократии необходимо преодолевать - учитывая негативный опыт 90-х и не повторяя ошибок радикалов от "демократии".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.