Один из лидеров оппозиционной "Солидарности" Борис Немцов выступил с инициативой создания нового общественного движения за пересмотр 81 статьи Конституции РФ. По его мнению, именно это движение может стать объединяющим фактором для оппозиции.
Когда Эдуарда Лимонова посетила гениальная мысль о проведении митингов по 31-м числам каждого месяца в рамках "Стратегии-31", это вызвало шутки в экспертной среде, принявшей гадать, как оппозиционеры будут делить оставшиеся статьи Конституции РФ и что будут делать в случае, когда закончатся календарные месяцы. Шутки оказалась пророческой. Инициативы с созданием движений в защиту той или иной статьи главного закона страны с обязательным условием проведения акций по числам, соответствующим порядковому номеру данной статьи, посыпались как из рога изобилия.
Так что предложение Бориса Немцова о создании "движения-81" было чем-то сродни плохому и "бородатому" анекдоту.
Собственно, весь пафос Бориса Ефимовича сводился к следующему: "Бен Али правил Тунисом 24 года. Его свергли. Мубарак правил Египтом 30 лет. Его тоже свергли. Каддафи правит Ливией более 40 лет. Его непременно свергнут, да еще вдобавок растерзают на части, если сам не застрелится", - разъясняет он. При этом, по мнению Немцова, подобные примеры знала и российская история: это и 300 лет династии Романовых, конец которой положила революция, которую не смогли остановиться "никакие косметические реформы"; затем "более 70 лет правления коммунистов", также закончившихся революцией и распадом СССР.
Также по теме: Маккейн уполномочен угрожать?
Нечто подобное, по версии Немцова, ожидает нас в ближайшем будущем, поскольку "долгое пребывание одного человека, одной группировки, одной партии во власти ведет к революции - это аксиома". Но революции Немцов, судя по всему, то ли не хочет, то ли не верит в её осуществление, поскольку предлагает ликвидировать угрозу народного бунта вычеркнув всего лишь одно слово из российской конституции.
Речь идёт о ч.3 статьи 81 основного закона, согласно которому "одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд". "Фатальным является слово "подряд". Именно оно позволяет тандему осуществлять правление вечно, мимикрируя то под президента, то под премьер-министра", - поясняет Немцов. Таким образом, считает политик, "широкое общественное движение (Движение 81) за пересмотр 81 статьи Конституции, аналогичное движению за отмену 6 статьи Советской Конституции (о руководящей и направляющей роли компартии) может стать объединяющим и массовым".
Немцов явно кивает на опыт США, где в 1951 была принята двадцать вторая поправка к Конституции страны, устанавливающая ограничение пребывание одного и того же человека на посту президента не более двух сроков в принципе, независимо от того, подряд или с перерывом. Впрочем, поправку эту приняли после того, как Франклин Рузвельт, презрев устные нормы предшественников, избиралсянасвой пост аж 4 раза. Впрочем, даже с учетом внесенной поправки, обвинить Рузвельта в узурпации власти никому и в голову не пришло.
Если же вернуться в Россию, то Немцов не стал первопроходцем вышеозначенной статьи. Этот пункт уже получил в 1998 году толкование со стороны Конституционного суда РФ в рамках рассмотрения обращения депутатов Госдумы, озабоченных потенциальной возможностью тогдашнего президента страны Бориса Ельцина идти на третий срок.
Возвращались к этой теме и в преддверие президентских выборов 2008 года, когда обсуждали вероятность третьего срока Путина, в связи с чем рассматривались разные варианты. Эксперты и политики предполагали, что Путин может досрочно покинуть пост президента, чтобы спустя некоторое время баллотировать на законных основаниях; не исключали внесения соответствующих поправок к Конституцию. Были и другие версии возможного развития событий по дальнейшему присутствию Путина на посту главы государства. В итоге, не угадал никто.
Тем не менее, ряд оппозиционных политиков до сих пор одержимы идеей участия Путина в предстоящих президентских выборах. С точки зрения здравого смысла, никакой логики в этих рассуждениях нет. Кроме, разве что, того факта, что наиболее вероятному кандидату в президенты от либеральной оппозиции Борис Немцов в случае соперничества с Путиным достанется, в лучшем случае, роль статиста. Впрочем, кандидат от несистемщиков вряд ли сможет оказать достойное сопротивление даже представителям парламентских оппозиционных партий - тому же Зюганову или Жириновскому.
Также по теме: Бомжи ждут от Немцова доклада
Исходя из текущих социологических рейтингов влияния, у большинства респондентов нет особых претензий ни к Владимиру Путину, ни к Дмитрию Медведеву, уровень поддержки которых стабильно высок. Народ власть, конечно, поругивает (а как без этого), но доверяет. И это, пожалуй, главное условие стабильности. Насколько прочным останется этот фундамент доверия, зависит уже от самой власти, которая пока ещё в силах не только поддерживать статус кво в обществе, но и генерить новых лидеров. Чего кстати, нельзя сказать об оппозиции.
И если уж продолжать заданную Немцовым тему, то оппозиционерам неплохо было бы начать с себя. За последние несколько лет участники внесистемным политических формирований объединялись во всевозможные коалиции столько раз, что уже становится достаточно трудной задачей подсчитать их количество. Ситуация усугубляется ещё и тем, в руководстве всех этих партий и движений стояли одни и те же люди. И рядовые члены оппозиционных образований, и сторонние наблюдатели как раз в большей степени устали лицезреть одних и тех деятелей, оставшихся на политической обочине после прихода к власти Владимира Путина, и так и не нашедших других аргументов в свою пользу кроме как постоянных апелляций к западному финансовому и политическому капиталу. А этих заслуг для российской аудитории пока будет маловато.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.