В четверг, в Общественном совете при столичном ГУВД прошло заседание специальной комиссии по изучению ситуации вокруг митингов 31 декабря 2010 года, на котором также обсуждались обстоятельства задержания политика Бориса Немцова. К какому-либо единому мнению члены комиссии так и не пришли, отложив окончательное решение вопроса на более поздний срок.
Первое, что отметили члены комиссии, что акция, организованная правозащитниками, прошла без происшествий. "...легальный митинг прошел без эксцессов, что никаких замечаний к тем, кому был разрешен митинг, не было", - сказал РИА Новости заместитель председателя ОС при ГУВД Москвы, главный редактор газеты "Московский комсомолец" Павел Гусев, возглавивший комиссию.
После этого участники перешли к обсуждению обстоятельств задержания Бориса Немцова, которого суд признал виновным по статье 19.3 (неповиновение законным требованиям сотрудников милиции) Кодекса об административных правонарушениях и назначил ему наказание в виде административного ареста сроком на 15 суток. Впоследствии Тверской суд Москвы оставил в силе прежнее решение мирового суда.
Задержание и арест Немцова вызвало критику со стороны международных правозащитных и правительственных организаций, признавших его "узником совести". Российские оппозиционеры также провели несколько пикетов в поддержку отбывающего административный арест лидера. Не обошлось без локальных скандалов: главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов приостановил своё членство в Общественном совете при ГУВД г. Москвы в знак протеста против неправомерного, по его мнению, ареста оппозиционных лидеров. Муратов также предложил создать специальную комиссию по расследованию действий правоохранительных органов 31 декабря 2010 года.
Читайте также: Бирюков: У хвалящегося здоровьем Немцова проблемы со слухом?
Такая комиссия, к удивлению экспертов, была создана. "Был суд. И если люди не довольны решение суда, то надо подавать в суд и разбираться, законно это было или нет", - считает директор Центра социально-политических исследований "Аспект" Георгий Федоров.
По мнению вице-президент Общероссийского союза юристов Владислава Гриба, Немцов вправе обжаловать решение суда, но "Общественный совет не должен собой подменять судебные органы. Понимаете, мы сейчас обсуждаем судебное решение, которое уже исполнено. Мы с точки зрения правового государства ведем себя непоследовательно. Обсуждения должно быть до суда, до судебного решения. Иначе теряется всякий смысл", - пояснил он.
Определённую бессмысленность затеянного мероприятия подтвердили вынесенные на обсуждение вопросы и сделанные по итогам дискуссии выводы. В частности, Дмитрий Муратов заявил, что участники комиссии признали три вещи: "никто не видел, что Немцов сопротивлялся, не слышал, что Немцов призывал на несанкционированный митинг, и не услышал, что политик матерился и кричал, будто бы милиционеры - беспредельщики", - сказал он, сделав на этом основании вывод о невиновности Немцова.
"У нас, к сожалению, идут комментарии по юридическим темам от людей, которые не являются юристами. И толкуют те или иные события без привязки к судебным решениям", - комментирует сделанное заявление В. Гриб, обращая внимание на путаницу с понятиями "неповиновение законным требованиям сотрудников милиции" и "сопротивление сотрудникам милиции". "То есть путают административное правонарушение и уголовное", - пояснил эксперт.
По версии Немцова, он ничего не противозаконного не совершал, и после окончания санкционированного митинга шёл с дочкой к машине на Тверской. Впрочем, участвовавший в заседании комиссии глава пресс-службы ГУВД столицы Виктор Бирюков счёл своим долгом уточнить, что "на видеозаписях отчетливо слышно, что милиция неоднократно, в мегафон предупреждала оппозиционеров о том, что проход в данном месте запрещен и нужно пройти через переход", но оппозиционеры эти призывы игнорировали. "Борис Немцов, я читал, хвалится своим здоровьем и физической формой - очень странно, что у такого "здорового человека" есть проблемы со слухом", - отметил он.
Кроме того, члены комиссии всё же были вынуждены признать, что Немцов и сопровождающие его люди двигались в сторону милицейского оцепления в не вполне мирными целями.
"При этом мы отметили, что в момент, когда он (Немцов) хотел пройти через цепь сотрудников милиции, рядом кто-то провоцировал на то, что давайте надавим, типа того, что прорвемся. Но к Немцову это высказывание не относилось, по крайней мере, по тем видеодокументам, которые мы видели", - заявил Павел Гусев.
"Вместе с тем от окружения Немцова были услышаны слова: "Мужики, давайте поднажмем...", в которых эксперты усмотрели признаки нагнетания напряженности. Разбор эпизода продолжится завтра", - сказал Д. Муратов. Следует уточнить, что "поднажать" призывал ближайший соратник Немцова Илья Яшин, что и зафиксировала видеокамера.
Также по теме: Президент призвал Немцова и Ко приучиться исполнять закон
"Таким образом можно уверенно говорить о неподчинении Бориса Немцова и Ильи Яшина законным требованиям сотрудникам,- констатировал В. Бирюков. - В соответствии с законодательством, да и в любой стране, если органы правопорядка законно требуют у протестующих изменить направление движения или прекратить его - неподчинение и, тем более, попытка прорыва однозначно квалифицируется как правонарушение, которое пресекается - и это без вариантов!", - добавил он.
Член Общественной палаты РФ, директор института политики и государственного права Виталий Иванов считает, что в данном случае "перед нами налицо классический случай манипуляции общественным мнением", поскольку "несмотря на однозначное судебное решение, обществу навязывается совершенно другая картина. Грубо говоря, подрывается доверие к судебной системе в целом и к судебному решению в частном случае", - подчеркнул политолог.
Читайте самое интересное в разделе "Политика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.