Эта история вполне могла бы получить название "Как поссорились Елена Георгиевна с Людмилой Михайловной". В самом деле, не так уж много среди либеральной части несистемной оппозиции людей, рискующих открыто и не самым цензурным образом выступить против "священной коровы" российского правозащитного движения, председателя Московской хельсинкской группы Людмилы Алексеевой.
До сего момента это удалось только экс-лидеру запрещенной Национал-большевистской партии Эдуарду Лимонову, которого стопроцентным либералом назвать затруднительно. Но он, по крайней мере, перманентно пытается занять в этой тусовке подобающее ему место. Сам Лимонов считает, что должен быть где-то в президиуме. Либералы, в свою очередь, уверены, что место нацбольского фюрера возле отхожего места. Все это приводит к обидам со стороны Лимонова, который после каждого полученного отлупа обрушивает на обидчиков весь запас литературных ругательств. Но это в печати. В частных разговорах г-н Савенко обходится джентльменским набором непарламентских выражений. Так что в определенной степени Лимонов не в счет.
Совсем другое дело - Елена Боннэр. Вдова академика Сахарова тоже почему-то считается правозащитницей. Причем не менее "священной" для либеральной аудитории, чем Алексеева. К тому же она на четыре года старше главы МХГ, что в некотором смысле дает ей некое моральное право на уничижительную критику младшего по возрасту.
Нет, Боннэр не награждала Алексееву разного рода бранными эпитетами. Безутешная вдова, зорко следящая за отчислениями от упоминания имени своего покойного супруга, поступила куда тоньше, назвав Алексееву "милой Снегурочкой". "И в прессе уже какой-то культ личности этой Снегурочки, а заодно и этого господина (В. Суркова. - Ред.). Так смещаются понятия, так тихой сапой меняется суть события", - пишет она. При этом фамилия главы МХГ не прозвучала ни разу - только "эта Снегурочка".
Также по теме: И снова Снегурочка...
Впрочем, досталось не только Алексеевой. Свою долю критики получили практически все участники той самой новогодней акции на Триумфальной площади, а также их добровольные общественные адвокаты. Единственный, к кому у американской вдовы нет никаких претензий, - это Лимонов. Более того, Боннэр буквально боготворит лидера нацболов, говоря ему "спасибо" за "прекрасную идею". Идея же заключается в том, что для проведения акций по 31-м числам на Триумфальной не нужно вступать в переговоры с властью. "Никаких уведомлений: день должен быть объявлен раз и навсегда - в защиту Конституции", - льет она бальзам на душевные раны Лимонова, уставшего доказывать сторонникам законности неэффективность проведения согласованных мероприятий.
Напрасно, ой, напрасно Лимонов отказался от идеи подавать уведомления на проведение своей версии "Стратегии-31" оттак называемых vip-ов. Троица Лимонов - Буковский - Боннэр вполне могла составить достойную конкуренцию Алексеевой, Удальцову и Чириковой. В свое время именно вхождение в состав организаторов лимоновской акции превратила мало кому известную и презираемую всем либеральным сообществом "Стратегию-31" в резонансное предприятие мирового масштаба. Так почему это невозможно сделать с Боннэр? И еще неизвестно, в чью сторону качнулось бы общественное мнение либеральной оппозиции. Глядишь, и "Яблоко" бы по старой памяти к лимоновскому альянсу прислонилось. Да и на интеллигенцию у Боннэр рычагов влияния несоизмеримо больше, чем у той же Алексеевой. Достаточно вспомнить, как Боннэр одной лишь только записью в блоге сорвала подготовленное мероприятие в Сахаровском центре.
Гражданка США? Ничего страшного. Г-н Буковский тоже к России имеет весьма опосредованное отношение. А получить г-же Боннэр российский паспорт (в случае отсутствия такового) будет не так уж сложно. Если что, мировая общественность попросит.
Что касается Алексеевой, то она, разумеется, на Боннэр обиделась. "Я уже не девочка, - говорит, - мне 83 года, и я 45 лет в правозащитном движении. И я буду делать так, как мне подсказывает разум". "Елена Георгиевна считает, что правозащитники должны действовать вопреки закону? Я так не считаю! - заявляет глава МХГ "Политонлайн.ру", отмечая, что "Елене Георгиевне трудно судить на расстоянии". А заодно "наезжает" на Лимонова, который, по ее мнению, "всласть пользуется" и Боннэр, и Буковским, которые сидят "одна в Америке, другой в Англии", а потому не знакомы с российским законодательством.
Также по теме: Людмила Алексеева: "Я не конфликтую с властью"
Эта история вполне могла бы получить название "Как поссорились Елена Георгиевна с Людмилой Михайловной", если бы не возникали другие ассоциации - с литературными героями "Преступления и наказания" Федора Михайловича Достоевского. "Зарубив" недрогнувшей рукой ссудившую Лимонову часть своего авторитета Алексееву, вождь российских нацболов подведет под монастырь и ее заокеанскую "сестрицу" одним фактом своего существования. Собственно, именно Лимонов в ноябре прошлого года призвал Буковского и Боннэр провести "суд чести" над Алексеевой. Суд состоялся. Бывшие соратники закидали друг друга словесными фекалиями, заставив на секунду умолкнуть аудиторию либеральных СМИ, откровенно не понимающую, кого поддерживать в этой битве "старух-процентщиц".
Так или иначе, но Лимонов спровоцировал грандиозный скандал в правозащитном движении. В частности, и в среде либеральной оппозиции в целом. Выступив против Алексеевой, он пошел ва-банк, рассчитывая либо получить все, либо вернуться в свой подпольный бункер. Свой выбор предстоит сделать и участникам либеральной коалиции, который, как кажется, может стать самым главным в их жизни.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.