Минувшие выходные продвинутые оппозиционеры посвятили обсуждению использования интернет-технологий в деятельности "гражданских активистов". Основной итог двухдневной конференции: если с организацией реальной революции возникают проблемы, то лучше всего потренироваться в планировании революции виртуальной. Впрочем, и здесь существуют свои сложности.
В течение всей истории своего существования та часть российских оппозиционеров, которых принято называть "оранжевыми", неустанно твердит о технологии организации протеста и свержения действующей власти. Действительно, успех "цветных" революций на постсоветском пространстве был в той или иной степени обусловлен применением одного и того же набора разработанных в западных "лабораториях идей" технологий. Для России отправной точкой стали события, сопровождавшие приход к власти Виктора Ющенко и получившие название "оранжевой" революции. Соответственно, всех тех, кто предполагал повторение украинского сценария в России, для удобства также стали величать "оранжевыми".
Одной из движущих сил "оранжевого" сценария предстояло стать движению "Оборона", призванного аккумулировать вокруг себя потенциал молодёжного протеста, занимаясь не только просветительской деятельности в виде издания книг ведущего специалиста по организации оранжевых революций Джина Шарпа, но реализации идей "ненасильственного" гражданского протеста на практике.
Реализация, впрочем, оказалась, слабенькой. А может технологии подкачали. Как бы то ни было, но ни с оранжевой, ни с какой-либо другой революцией у несистемной оппозиции не получилось. Если акции прямого действия (вроде вывешивания транспаранта с призывом "Путина в отставку" на набережной напротив Кремля) ещё можно было назвать удачными, то попытки участия в избирательных кампаниях или же организация чуть более масштабных публичных мероприятий скорее так и оставались попытками.
Ничего нового, как показал прошедший в субботу на Пушкинской площади в Москве митинг, кроме взятия на вооружение изрядно пообтрепавшегося с 2004 года лозунга "Путина в отставку" оппозиционеры не придумали. Три-четыре сотни человек из "лево-правой" коалиции, до боли знакомые речи и лица - вот и всё, чем смогли подкрепить свои требования митингующие. Тем актуальней, казалось бы, должен звучать вопрос о смене тактики действий. Но "несистемщики" в очередной раз продемонстрировали свою независимость от здравого смысла: раз не получается достучаться до народных масс на площадях, то лучше заняться этим же самым в интернете.
23 и 24 октября по инициативе движения "Оборона" (того самого) в гостиничном комплексе "Измайлово" прошла конференция с незамысловатым названием: "iWeekend: Новые технологии для гражданского общества". Как поясняют организаторы, "сегодня блоги, социальные сети, Twitter являются как эффективным средством информирования общественности, так и инструментом координации усилий самих активистов", а потому информационные технологии должны стать едва ли не основным оружием в руках оппозиционеров.
Также по теме: "Несогласные" против "несогласных"
Потенциальных и действующих бойцов невидимого фронта в "Измайлово" собралось не слишком много - порядка полусотни участников, большая часть которых и без всяких конференций проводит в Сети большую часть своей жизни. Содержательная сторона докладов также не отличалась оригинальностью: как лучше снять видеоролик о протестной акции, почемунужно шифровать файлы и где лучше всего хранить пароли... Для стороннего же слушателя, которому вопросы "шифровок" малоинтересны, гораздо любопытнее было узнать о том, как начинающему веб-оппозиционеру следует манипулировать общественным сознанием.
Политтехнолог Марина Литвинович перечислила составляющие успеха кампании в Интернете. Половина дела - это, безусловно, достоверность информации. При этом достоверность может быть обусловлена рядом факторов. Например, обилием "подтверждений" в других блогах. Или же выступление в качестве первоисточника ("зачинщика") "обычного человека". Чтобы информация расходилась как можно лучше, предварительно следует "подготовить почву", в том числе и договориться о поддержке со стороны "топовых блогеров". По мнению М. Литвинович, преимущество блогосферы в том, что размещённая там информация вызывает большее доверие, быстро распространяется и дополняется. Поэтому, считает она, со временем через блоги будет легче выводить людей на улицы.
Практика, впрочем, показывает, что виртуальная реальность сильно отличается от того, что происходит в действительности.
Вот, к примеру, одна из участниц интернет-дискуссии рассказывает, как один из кандидатов на выборах мэра Самары в рамках предвыборной агитации указал на рекламных биллбордах адрес своего аккаунта в Твиттере и "Одноклассниках". Кроме того, кандидат поставил шесть тысяч (!) оценок "5+" к фотографиям своих избирателей в "Одноклассниках". Мерилом успеха в данном случае считалось то, что три тысячи "одноклассников" вернулись и поставили "5+" к фотографии кандидата. На результат выборов эти "плюсы", разумеется, не повлияли.
Несколько более удачным экспериментом можно было считать историю с прошлогодней твиттер-революцией в Кишиневе. Но и там вся заслуга интернет-технологий заключалась в том, что участников "спонтанного протеста" собрали якобы посредством массово рассылки информациис помощью социальных сетей, блогов, e-mail-сообщений и sms, в том числе и через социальную сеть Twitter. Но всё остальное, включая предварительную вербовку погромщиков и заботливо привезённые в центр Кишинева булыжники с арматурой, происходило отстранённо от интернет-действительности.
Интернет предоставляет невероятные возможности для получения информации и дальнейшей работы с ней. Но с её верификацией и релевантностью всё не так радужно, как представляют себе оппозиционеры. Хотя, оговорюсь, они-то представляют ситуацию как раз слишком хорошо. В определённой степени свободная от какой-либо цензуры блогосфера является модернизационной реинкарнацией "бабушек на лавочке", через которые в общество вбрасываются "проверенные" слухи, иррациональное восприятие которых действительно может привести к самым непредсказуемым последствиям.
С другой стороны, вероятность подобного выхлопа из интернета пока ещё ничтожна мала, поскольку, аудитория блогосферы и не вовлечённых в сетевые разборки граждан пересекается крайне редко (да и совершенно несравнима в объеме). Кроме того, не меньшее сопротивление предстоит преодолеть и со стороны интернет-оппонентов, зачастую разбивающих тщательно подготавливаемые мифы буквально одной ссылкой на документальный источник.
Так что оппозиция поставила перед собой едва ли не более сложную, чем в реальности задачу: убедить в своей правоте ВСЮ армию блогеров, изначально сомневающихся в аутентичности представленной информации и требующих "ссылку в студию".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.