Мировой лидер и, по некоторым оценкам, монополист в области операционных систем для компьютеров корпорация Microsoft объявила, что меняет свою политику в России. Отныне компания не будет заниматься борьбой с нелицензионным программным обеспечением - так как она, якобы, используется "для подавления общественных или оппозиционных организаций".
Об этом в свежем номере сообщает газета The New York Times со ссылкой на старшего вице-президента и главного юрисконсульта Microsoft Брэда Смита. По данным издания, на такое решение компанию натолкнула публикация в той же The New York Times, где детально описывались дела о компьютерном пиратстве против общественных организаций и газет в России.
Microsoft пошел на беспрецедентный шаг: не отрицая факта пиратства по существу (что особенно интересно в отношении, к примеру, НКО, живущих на западные гранты), компания объявила, что не будет направлять своих юристов для участия в делах против общественных организаций и СМИ России. Таким образом, за отсутствием потерпевшей стороны, уголовные дела против компьютерных пиратов будут разваливаться.
Более того, Microsoft обещает выдать российским общественным организациям и СМИ автоматическую лицензию на программное обеспечение. "Лицензия будет распространяться на такие организации автоматически, никаких заявок подавать не надо", - говорится в статье. По словам Смита, лицензия вводится до 2012 года, но может быть продлена.
Эта инициатива, как заявлено, провозглашена в рамках "широких переменах, призванных обеспечить, чтобы власти России и других стран не пользовались борьбой с нелицензионным программным обеспечением как предлогом для подавления общественных или оппозиционных организаций".
"В последние годы российские правоохранительные органы конфисковывают компьютеры десятков активных общественных организаций и оппозиционных газет, почти что парализуя их работу, - пишет в этой связи The New York Times. - Сотрудники правоохранительных органов утверждают, что расследуют кражи интеллектуальной собственности Microsoft, но обычно обыски происходят, когда организации стараются привлечь внимание к какой-то идее или событию".
Любопытно в этой истории буквально все. Прежде всего, в России не было замечено вала изъятия оргтехники у СМИ и НКО под предлогом защиты интеллектуальной собственности Microsoft. Из подобных случаев можно припомнить разве что громкое дело деревенского учителя Александра Поносова, обвиненного в проведении уроков информатики на нелицензионных копиях Windows. Да более чем трехлетней давности историю с изъятием пары компьютеров в самарском корпункте "Новой газеты".
Читайте также: Google "ударил" по Китаю. На очереди Россия?
Первое дело, не имея никакого отношения к политике, НКО или СМИ, привлекло внимание общественности своей несправедливостью - откуда у деревенского учителя средства на весьма дорогостоящий лицензионный софт? Подвиг, что он в нынешних условиях вообще учит детей в деревне информатике. Второе получило резонанс в связи с тем, что изъятие состоялось как раз накануне "Марша несогласных" в Самаре (кстати, совершенно провального).
Возможно, были и какие-то другие подобного рода дела, но политической окраски они не принимали и широкого общественного резонанса не имели.
Но любопытнее всего позиция компании Microsoft, нацеленная на "поддержку демократии в России". Во-первых, следует ли так понимать, что западный софтверный гигант приемлет незаконные действия, направленные на "строительство демократии"? Ведь как с точки зрения западной этики, так и с точки зрения западного законодательства, использование нелицензионного ПО - преступление. В каких бы целях оно ни использовалось.
Во-вторых, поддержка "общественных организаций и СМИ России", которые, якобы, испытывают давление со стороны властей страны, имеет временные рамки. Казалось бы, на такое благое дело ничего не жалко, ан нет - лицензия будет предоставляться всего на два года. Вряд ли Microsoft по каким-то своим выкладкам установила, что через два года такое давление прекратится и нужда в лицензии у СМИ отпадет.
Напротив, вся эта кампания очень уж напоминает старый-добрый принцип "скачайте пробную версию бесплатно". Глядишь, человек привыкнет, и отказываться впоследствии от лицензии не станет.
Microsoft в последнее время вообще изрядно смягчила лицензионную политику - например, предлагает апгрейд нелицензионных версий "винды" до лицензионных за минимальную плату. Одновременно корпорация вышла на рынок с относительно недорогими "коробочными" версиями систем - ими сейчас забиты все магазины.
Читайте также: Китайский сбой Google оказался чисто техническим
Вообще борьба с пиратством - дело отнюдь не простое, репрессивными мерами эта проблема не решается. В свое время, когда еще существовали видеокассеты, с "белым лейблом" как только не боролись: ларьки закрывали, кассеты давили бульдозерами... А победили лишь после того, как основные издатели вышли на рынок с дешевыми и качественными лицензионными версиями своих фильмов. Аналогично развивалась ситуация и на рынке DVD.
Но чтобы "пиратка" канула в прошлое, стала уделом маргиналов, следует создать целый "класс" "лицензионных" пользователей. Чтобы человек, заходя к другу, видел "лицензию", чтобы директор, приходя на предприятие к коллеге, видел "лицензию", чтобы пользоваться не-лицензией стало не комильфо: "У всех уже стоит, что я, лох, что ли?"
Под благовидным предлогом Microsoft решила создать в России такой "класс" "лицензионных" пользователей. Что же касается обоснования - защита от преследований и т.д. - нужно же как-то объяснить, почему компания вдруг раздает бесплатный софт...
Читайте самое интересное в разделе "Политика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.