Попытка проведения очередной акции на Триумфальной площади 31 августа ничем особенно примечательным не запомнилась. Подогреть интерес к теме вызвался главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" (и по совместительству член общественного совета при ГУВД столицы) Алексей Венедиктов. Его инициативы весьма удивили и администрацию президента, и экспертов.
Во вторник на страницах газеты "Коммерсант" было опубликовано мнение г-на Венедиктова, который вдруг отыскал, к кому именно стоит апеллировать, дабы прекратить "систематическое побоище в центре города". Это первый заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков. По словам Алексея Венедиктова, он намерен инициировать обращение общественного совета при ГУВД (членом которого главред "Эха Москвы" является) в администрацию президента.
"Очевидно, что московская милиция и даже московские власти являются заложниками митингов на Триумфальной площади, а ответственность за систематическое побоище в центре Москвы лежит на федеральных властях,- считает он.- А обращаться надо к политическому руководству страны, к первому заместителю главы администрации президента Владиславу Суркову, который курирует общественные и политические организации и который умеет решать и куда более сложные конфликты".
Идею г-на Венедиктова тут же подхватила глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева (которая также является членом общественного совета при ГУВД). Она заявила, что инициативу поддержит.
Не против и глава общественного совета при ГУВД, главред РИА Новости Светлана Миронюк. По ее словам, идея Алексея Венедиктова будет обязательно рассмотрено на заседании совета, а решение будет принято голосованием.
Читайте также: Пассив "несогласного" протеста
Между тем, в администрации президента инициативе г-на Венедиктова удивились. "Московская милиция и городские власти действуют не по указанию федеральной власти, а в соответствии с федеральным законом. А федеральный закон прямо предписывает правоохранительным органам пресекать несанкционированные сборища, как и любые другие правонарушения", - так прокомментировал ситуацию источник, близкий к администрации президента.
"С правовой точки зрения также следует отметить две вещи. Первое: все демократические страны мира имеют законодательно прописанные правила проведения публичных мероприятий, как правило, более жесткие, чем в России. Везде организаторы обязаны выполнять требования властей. Лучше всего об этом сказано в известном решении Верховного Суда США 1965 г.: "Права на свободу слова и собраний, являясь фундаментальными для нашего демократического общества, тем не менее, не означают, что каждый, кто желает выразить свое мнение или идеи, может сделать это публично в любом общественном месте или же в любое время", - отметил он.
"Наше законодательство мягче, и московские власти действовали в строгом соответствии с ним. Они не имели права разрешать митинг на закрытой на реконструкцию Триумфальной площади. Это прямо следует из п.1. статьи 8 федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях...", требующей, чтобы органы местного самоуправления разрешали проведение публичных мероприятий в "пригодных" для этих целей местах, не создающих угрозы для самих участников акции. Более того, следующий пункт статьи прямо запрещает проведение мероприятий на объектах, "эксплуатация которых требует специальных правил техники безопасности", каковым, конечно, и является строительная площадка", - подчеркнул источник.
Он напомнил, что городские власти "не просто выполнили норму закона "довести до сведения организатора обоснованное предложение об изменении места" (п.2. ст.12), а предложили несколько альтернативных площадок на выбор организаторам акции".
"Второй правовой аспект состоит в том, что выполняя свои обязанности, милиция действовала корректно", - подчеркнул он.
"В администрации президента удивлены, что некоторые члены общественного совета ГУВД фактически поддерживают провокаторов. При этом стоит отметить, что эти несанкционированные акции никогда не были масштабными. Они проводятся небольшим, но шумным кружком провокаторов, вроде Лимонова, и финансируются из-за рубежа через систему "серых грантов", - заметил источник.
"Правда.Ру" обратилась с просьбой прокомментировать ситуацию к заместителю директора Института социальных систем Дмитрию Бадовскому и члену Совета Общественной палаты РФ Иосифу Дискину.
Дмитрий Бадовский
- Ситуация несколько странная, поскольку как раз общественный совет при ГУВД и должен бы был обсудить этот вопрос с руководством ГУВД, а также с правительством Москвы, т.к. речь идёт о действиях именно московской милиции. В данном случае получается, что общественный совет при ГУВД ищет возможность, чтобы не обсуждать и решать эту тему самим, а перенести её куда-то в другое место.
Лето кончилось, началась осень, новый политический сезон. Соответственно, все начинают тестировать обстановку, посылать какие-то сигналы, кидать камешки в воду, чтобы посмотреть, как расходятся круги и что может из этого выйти, какая будет реакция и т.д.
По одному эпизоду в целом судить сложно, надо посмотреть, что будет дальше - появится ли такое обращение в действительности или всё ограничится высказанным намерением. В последнем случае совершенно очевидно, что мы имели дело синформационной игрой.Если же обращение будет поддержано членами Общественного совета, то речь следует вести о ведении какой-то политической игры, политической стратегии.
Иосиф Дискин
- Все это довольно странно. Общественный совет при ГУВД, вместо того, чтобы встретится с руководством ГУВД и обсудить все эти вопросы, - а он для того и создан, - вместо этого занимается довольно странной политтехнологией. Готовит обращение к Суркову.
Вроде бы как и Алексеева, и Венедиктов выступают за правовое государство. Но при этом провоцируют абсолютно неправовое решение. Ну ребята! Если вы считаете, что вас незаконно разгоняют, обратитесь в суд. И там, в суде, аргументируйте. Хотя всем понятно, что в суде это дело выиграть невозможно. Потому, что за этим правовых аргументов нет.
Я неоднократно говорил, что наши либералы - они не демократы, а авторитаристы. Либералы должны быть легалистами. Вместо того, чтобы решать вопрос легально, они все время требуют авторитарного вмешательства власти и превышения должностных полномочий.
Хочется спросить: что же вы делаете? Когда депутат Европейского парламента говорит о том, что она понимает, почему разгоняют митинги на Триумфальной, но считает, что проблема в непропорциональном применении силы, - то это прямое дело общественного совета при ГУВД! Прямое! Разберитесь с правовой ситуацией! Есть замечательные адвокаты - идите в суд! Суд у нас открытый, из этого, если хотите, можете сделать публичное разбирательство!
Но ведь проблема ведь в том, что, на мой взгляд, нет задачи защитить 31-ю статью конституции. Задача состоит в том, чтобы спровоцировать как можно более жесткие столкновения с властью и ее дискредитировать. И в этом смысле Алексей Венедиктов, - а я его считаю вменяемым, разумным человеком, - но в данном случае он выступает просто... С моей точки зрения это политическая провокация.
Они ставят Суркова в совершенно неприемлемые условия. Он уклоняется - это означает, что он поддерживает, с их точки зрения, неправомерные действия. Он соглашается - это означает, что у нас в стране только неправовыми способами можно урегулировать неправовую ситуацию.
Все же если вы отстаиваете 31-ю статью конституции и отстаиваете правовое государство, давайте не отстаивать его внеправовыми методами.
Читайте самое интересное в разделе "Политика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.