Обвиняемый в шпионаже в пользу западных спецслужб российский физик Игорь Сутягин получил вид на жительство в Великобритании. Полностью признавший свою вину учёный сейчас живёт в гостинице в пригороде Лондона, гуляет в лесу и заявляет о намерении вернуться в Россию, чтобы "починить вконец расшатавшееся крыльцо нашего домика "в полторы доски" на четырёх сотках за Протвой". Последнее утверждение, от которого отдаёт "хрустом французской булки", сделано для того, чтобы оправдать факт предательства своих единомышленников.
Из 15 лет тюремного заключения за передачу секретных сведений представителям военной разведки США, работавшим под прикрытием английской консалтинговой фирмы "Альтернатив Фьючерс" бывший руководитель сектора военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований Института США и Канады РАН Игорь Сутягин успел отсидеть 11. Однако разгоревшийся в США "шпионский" скандал круто изменил его жизнь — Сутягин в числе ещё нескольких счастливчиков попал под программу обмена шпионами, и спустя сутки после освобождения оказался в Великобритании. А ещё через несколько дней он получил паспорт и вид на жительство (Борису Березовскому, например, для этого понадобился почти год).
Также читайте: Российские спецслужбы: иностранные разведки активизировали вербовку шпионов в России
Сутягина поселили в гостинице в пригороде Лондона. В телефонном разговоре он рассказал своему брату, что не знает места, где находится и не называет организацию, которая его опекает, но "кормят вкусно и обильно". Первые три дня российский шпион находился под присмотром врачей и психологов, но те вскоре пришли к выводу, что "для человека, просидевшего в тюрьме почти 11 лет, состояние здоровья у него очень даже неплохое", никаких психологических проблем, кроме очень большой усталости, у их подопечного нет, и постоянное присутствие психолога не требуется. После этого Сутягина (по крайней мере так заявляется) предоставили самому себе. "Он не ограничен в передвижениях, может спокойно гулять по лесу, чему очень рад. Игорь говорит, что ощущает себя как в санатории", — рассказала адвокат учёного Анна Ставицкая.
20 июля Игорь Сутягин наконец разразился заявлением для прессы, выдержанным в стиле российских белоэмигрантов. Тут и ссылки на Окуджаву, и пассажи о том, что он собирается "наконец-то вернуться в Обнинск и починить вконец расшатавшееся крыльцо нашего домика "в полторы доски" на четырёх сотках за Протвой". О сроках, правда, автор не сообщает, утверждая, что это случится "чуть-чуть раньше или чуть-чуть позже". Однако и адвокат Сутягина, и его родные сомневаются в искренности слов учёного-эмигранта. "Тут же одного желания мало, надо еще посмотреть, что будет твориться здесь, потому что пока веры нашему правительству нет", — говорит мать ученого Светлана Сутягина. "Такое желание у него есть, а воплотится ли оно — сложно сказать. Это будет зависеть от разных обстоятельств. Я не могу сказать, что завтра он соберет свои вещи и вернется в Россию", — вторит Анна Ставицкая, отмечая, что в Лондоне его ждут "друзья-ученые, которые хотели бы ему предоставить возможность для проживания и, скорее всего, работу. Если ему предложат какую-то интересную работу за границей, то почему бы ему это предложение не принять", — поясняет она.
Также по теме: Двенадцатому шпиону досталось "за компанию"
В общем, можно сказать, что дальнейшая жизнь Игоря Сутягина практически устроена. И если даже он не сможет заняться научной деятельностью, то ему обеспечен традиционный паёк беглеца из тоталитарной России: участие во всевозможных лекциях-конференциях, правозащитных программах, грантах сочувствующих структур и т. п.
Пословамполномочного представителя правительства РФ в высших судах страны Михаила Барщевского, Сутягин остается российским гражданином, и никто не может воспрепятствовать ему вернуться в Россию, если он захочет. "Более того, поскольку состоялся акт амнистии, то к Сутягину никакие преследования уголовного порядка применены быть не могут. Здесь все абсолютно корректно сделано. Без согласия Сутягина его никто не мог бы выслать, да и вроде бы заявления с его стороны о том, что его принудительно вталкивали в самолет и высылали, пока не было", — отмечает юрист в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
Тогда в чём причина внезапно проснувшейся у учёного тоски по берёзкам? Дело, конечно, не в берёзках или "расшатавшемся крыльце".
Имиджу Сутягина очень сильно мешает официальное признание своей вины, что поставило в не очень удобное положение тех, кто в России выступал в защиту, как выясняется, не несправедливо осуждённого ученого-физика, а предателя, шпиона, "ценность" которого для западных спецслужб была признана высокопоставленными американскими чиновниками. Не случайно практически с самого начала адвокат Сутягина без устали повторяла, что признание вины её подзащитным было всего лишь формальностью, одним из условий освобождения, а сам он где-то глубоко внутри уверен в обратном и т. д. и т. п. Однако общественное мнение было в большей мере склонно верить официальному заявлению Игоря Сутягина, а не его внутреннему голосу. А потому даже инициатива калужских "яблочников", предложивших принять И. Сутягина в партию, вызвала шквал неудовольства со стороны их московских коллег. "Вина Игоря
Подробнее: "Яблоко" за шпионов и меньшинства
Вот и вынужден Игорь Сутягин писать благодарственное письмо своим сторонникам в России, умоляя простить его "за то, что я не обратился к вам со словами моей благодарности прямо в первые же минуты после того, как спустился с трапа на британскую землю". "Ваше участие в самом деле было абсолютно бесценным для меня! И несмотря на обстоятельства моего освобождения я знаю, что возможностью видеть теперь небо без решёток я обязан не разведкам и контрразведкам, а той кампании поддержки меня и других осуждённых учёных, которая все эти годы велась и в нашей стране, и за её рубежами", — подчёркивает автор.
Михаил Барщевский, у которого, по его словам, раньше "были довольно большие сомнения в его виновности", считает подобные оправдания разговорами в пользу бедных, поскольку "американцы выбирали, кого менять". "Согласились бы они обменивать российских разведчиков реальных, пускай очень забавных и очень смешных, и очень безвредных на абсолютно не имеющего к ним никакого отношения Сутягина. Вы поставьте себя на их место", — говорит он, отмечая, что американцы "почему-то запросили Сутягина, а не Ходорковского, например. Видимо, потому что Ходорковский точно американским разведчиком не был. Первая версия. Я не могу утверждать, что теперь я точно знаю, что Сутягин был американским шпионом. Но какая-то для меня история, честно говоря, непонятная", — заключает Михаил Барщевский.
История действительно странная и непонятная. И в первую очередь для оппозиционеров, оказавшихся общественными адвокатами шпиона. Не условно-абстрактного иностранного резидента, а официально признанного агента западных спецслужб. Пусть даже попавшего под президентскую амнистию.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.