Кто мечтает о "Великой Черкесии"?

Нерешенные проблемы, уходящие своими корнями еще во времена сталинской "кройки и шитья" территорий по титульно-национальному признаку, то и дело напоминают о своем существовании. К примеру, в минувшую субботу в Черкесске в довольно категоричной форме вновь прозвучали требования о восстановлении Черкесской автономной области в составе России. По мнению экспертов, обративших внимание на то, что эта тема в данный момент активно "подогревается" извне, решение черкесской проблемы лежит отнюдь не в создании новых межнациональных барьеров.

5 июня в Черкесске состоялся второй этап Чрезвычайного съезда черкесского народа (первый прошел в ноябре 2008 года), участники которого единогласно приняли резолюцию о восстановлении Черкесской автономной области. Главным лоббистом этой идеи, которая в той или иной форме "всплывает" с конца 80-х, выступило общественное движение "Адыгэ Хасэ", члены которого уже приступили к формированию комитета по восстановлению национальной автономии.

В Чрезвычайном съезде участвовали 510 человек, среди которых были представители Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Абхазии. "В принятой резолюции предлагается создать Черкесскую автономную область с отделением от республики (нынешней Карачаево-Черкесии. — Ред.) в составе России", — сообщил агентству "Интерфакс" председатель "Адыгэ Хасэ" Мухаммед Черкесов. Он уточнил, что делегаты съезда предлагают восстановить автономию, существовавшую с 1926 по 1957 годы. "Мы обратились к федеральным властям и ждем решения от них, никаких референдумов по этому вопросу проводить не планируем", — подчеркнул собеседник агентства.

Формально участников съезда не устраивает засилье во всех органах республиканской власти карачаевцев, которые, по словам Мухаммеда Черкесова, доминируют во всех госструктурах. И такая проблема, нужно признать, действительно существует. И даже иногда выплескивается в довольно острое противостояние: черкесы не хотят слушать постановлений чиновников-карачаевцев, а карачаевцы, к примеру, чиновников-адыгов. Самый серьезный межнациональный конфликт, чуть было не переросший в открытые столкновения, наблюдался в 1999 году, когда на пост президента КЧР одновременно претендовал черкес, бывший мэр Черкесска Станислав Дерев и карачаевец Владимир Семенов.

Но этнократия — это лишь одна и, видимо, не самая острая проблема из целого ряда проблем, существующих в этой северокавказской республике. На первом месте все же стоят традиционные "болезни": безработица и тотальная социально-экономическая неустроенность.

Фото: AP

Впрочем, основания для межнациональной напряженности в республике все-таки есть. И предпосылки для этого были заложены еще во времена создания СССР, когда в 1922 году была сформирована Карачаево-Черкесская автономная область. И хотя КЧАО просуществовала сравнительно недолго — до 1926 года — именно она стала прообразом существующей ныне Карачаево-Черкесской республики в составе Российской Федерации.Стоит отметить, что требования о создании черкесской национальной автономии звучат уже не первый год.

В конце 80-х созванные национальными движениями съезды отдельных народов Карачаево-Черкесии стали обращаться к руководству РСФСР с просьбой о восстановлении или создании отдельных национальных автономий. Парад суверенитетов привел к тому, что на съездах депутатов разных уровней в 1990 и 1991 годах были провозглашены сначала Карачаевская Советская Социалистическая Республика, а потом и Республика Черкесия.

Читайте также: Грузия спекулирует на черкесах

В декабре 1991 года постановлением Верховного Совета Карачаево-Черкесии было принято обращение к федеральному центру о признании отдельных республик. Причем в январе 1992-го президент России Борис Ельцин был готов признать разделение Карачаево-Черкесии и даже, по некоторым данным, внёс на рассмотрение в Верховный Совет РСФСР проект закона о восстановлении Карачаевской автономной области и Черкесской автономной области в составе Российской Федерации.

Но референдум 1992 года показал, что большинство населения Карачаево-Черкесии все же выступает против разделения. Которое в итоге узаконено не было. И в составе РСФСР осталась "единая и неделимая" Карачаево-Черкесия, ставшая впоследствии Карачаево-Черкесской Республикой. Однако попытки воссоздать автономию предпринимались и впоследствии. Как мы видим, предпринимаются и сейчас.

Однако по мнению экспертов, претензии черкесов на воссоздание своей автономии, тем более в границах 1957 года, не имеют никаких шансов на реализацию. С одной стороны, это невозможно сделать без проведения референдума. А с другой — на территориях, на которые претендуют участники черкесского съезда, собственно, сами "титульные" черкесы уже давно составляют меньшинство.

Так, например, в Зеленчукском и Урупском районах в большинстве своем живут русские, в Адыгэ-Хабельском основное население — абазины и ногайцы, в Ногайском районе, как видно из названия, проживают ногайцы. В столице воображаемой автономии — Черкесске — также подавляющее большинство составляют отнюдь не черкесы, а русские.

Фото: AP

По словам депутата Госдумы, директора института стран СНГ Константина Затулина, созданием каких-то новых национальных перегородок проблему не решить. "Те национальные формирования, которые существуют, дают возможность реализоваться всем, — отметил эксперт в интервью "Правде.Ру". — Вряд ли сегодня власть в России пойдет навстречу этим требованиям, поскольку логика укрупнения российских регионов совершенно иная".

"Поэтому в данном случае требование создать еще одно автономное образование вряд ли будет воспринято, в том числе и окружающим населением", — констатировал Затулин.

"Скорей всего решение надо искать в других плоскостях от национально-культурной автономии и не в национально-территориальном развитии", — уверен он.

Кроме того, Константин Затулин обращает внимание и на то, что на "черкесской теме" в данный момент активно спекулируют в Грузии. "Пытаются возбудить среди черкесов, живущих на Северном Кавказе, исторические воспоминания о трагедиях времен Кавказской войны, — пояснил директор Института стран СНГ. — Это абсолютно бессовестное, беспринципное со стороны нынешних грузинских властей дело, ибо вся Кавказская война по существу была начата в связи с тем, что мы пришли на помощь Грузии и Армении, спасали ее от окружавших соседей — турок и персов. И ради этого нам пришлось столкнуться с Кавказом, прокладывать через Северный Кавказ дорогу".

Действительно, в апреле этого года некая общественная организация "Черкесский конгресс" обратилась в парламент Грузии с просьбой рассмотреть вопрос о признании "геноцида черкесов со стороны России". И, как отмечает портал "Georgia Times", грузинские власти, явно готовые спекулировать на чем угодно, лишь бы насолить Москве, дали ход обращению черкесов и адыгов о признании "геноцида".

Как отмечает издание, лейтмотивом этого мероприятия было стремление помешать Олимпиаде-2014 года в Сочи. К примеру, некий "Черкесский культурный институт", по некоторым данным действующий под патронатом Джеймстаунского фонда (в его исполнительный комитет входит бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси), пообещал провести массовый митинг в Ванкувере против планов по проведению зимней Олимпиады 2014-го года в Сочи. По словам президента этой сомнительной организации, Россия до сих пор не признает ответственности за истребление адыгских народов, и "поэтому Олимпиада, символизирующая мир, не может быть проведена там, где творился геноцид".

В этой связи немаловажно и то, что помимо внешне безобидных требований о создании отдельной автономии, разного рода международные общественные движения черкесов (как, впрочем, и адыгов), выступают за воссоединение близкородственных адыгейского, кабардинского и черкесского народов в единой, и как нетрудно догадаться, независимой "Адыгской Республике". А на просторах всемирной паутины, как говорится, цветет и пахнет проект по созданию нового могущественного северокавказского государства "Великая Черкесия".

Хотя бы поэтому стоило бы призадуматься, не является ли создание черкесской автономии в составе России лишь первым шагом к выходу черкесов (адыгов) из состава России? И шагом, в конечном итоге угрожающим целостности всей страны? И подумать здесь есть над чем…

Впрочем, если дистанцироваться от глобальных геополитических тем и интересов, отстаиваемых нашими партнерами на Северном Кавказе, вероятно, приемлемое для всех решение черкесского вопроса все-таки существует. Например, можно было бы создать на месте одной административной единицы — Карачаево-Черкесии — сразу две. И обе включить в состав Ставропольского края как равные субъекты. Быть может, это и позволило бы преодолеть все негативные последствия сталинского "районирования" страны по национальному признаку, которыми нынче так усердно пытаются воспользоваться наши соседи.

Самое интересное в рубрике "Политика"

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить