Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева требует более тяжкого наказания для москвича, ударившего её 31 марта на станции метро "Парк культуры". Кроме того, она предлагает ввести в Уголовный кодекс статью, защищающую гражданских активистов. Эксперты считают, что таким образом правозащитница не только требует для себя особых привилегий, но и фактически выступает в роли адепта сталинизма.
Напомним хронологию событий. Вечером 31 марта Людмила Алексеева с коллегами по правозащитному и оппозиционному движениям пришла на станцию метро "Парк культуры", чтобы возложить цветы в память о погибших в теракте. В тот момент, когда она отвечала на вопросы журналистов, неизвестный молодой человек ее толкнул. Алексеева покачнулась, но удержалась на ногах. Престарелую правозащитницу увезли домой, но всё обошлось без особого вреда для здоровья.
Тем не менее, Алексеева потребовала возбудить против молодого человека уголовное дело. "Если человек бьет по голове старую женщину, его надо наказывать, учить, как правильно общаться с людьми", - пояснила глава МХГ. Впрочем, правозащитница была настроена достаточно миролюбиво. "Я не думаю, что его посадят в тюрьму, ведь он не нанес мне никаких увечий. Думаю, что это будет какое-то легкое наказание, но наказание, я считаю, нужно. Я не собираюсь его травить. Но его нужно наказать по закону", - сказала она.
Сам нападавший, против которого возбудили уголовное дело по части 2 статьи 116 УК РФ ("Причинение побоев из хулиганских побуждений"), через своего адвоката принёс Людмиле Михайловне "искренние извинения", объяснив свои хулиганские действия воздействием употреблённых алкогольных напитков. Но легенда правозащитного движения уже была настроена совершенно иначе. "Если он раскаивается, то пусть расскажет, из-за чего он напал на меня и почему я ему показалась столь отвратительной", - сказала Алексеева, выразив при этом уверенность в том, что нападение на неё является спланированной акцией.
Ещё через пару дней Людмила Алексеева заявила, что в расследовании этого дела могут появиться отягчающие обстоятельства, поскольку "должно учитываться, что это нападение на общественного деятеля", и, таким образом, она намерена привлечь внимание к проблеме нападений на гражданских активистов, которых "бьют и убивают именно в связи с тем, что мы занимаемся общественной деятельностью".
Читайте также: Лимонова покинула Муза в образе Снегурочки
Можно было бы предположить, что правозащитница потребует переквалифицировать дело с 116-й статьи на 277-ю ("Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля"), предусматривающую лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы. Однако, по мнению Алексеевой и её адвоката, речь должна идти о статье 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"). Кроме того, считает Алексеева, в России общественные деятели сегодня входят в группу риска, но они никак не защищены законом в отличие от судей и прокуроров. А потому она предлагает "обратить внимание общества на этот изъян в законодательстве".
Столь своеобразное течение мысли г-жа Алексеевой вызывало недоумение среди экспертов.
По словам директора Московского бюро по правам человека Александра Брода, 282-я статья подразумевает разжигание межнациональной, религиозной или социальной розни, а никаких проявлений "разжигания"вслучае с нападением на Людмилу Алексееву он не видит. "Известно, что этот человек принадлежал к радикальной националистической организации, но элементов разжигания розни я не усматриваю", - заявил он "Правде.Ру".
"Даже в запале любых политических дискуссий поднимать руку на бабульку-божий одуванчик - совершенно недопустимое в плане морали и нравственности действие, - сказал исполнительный директор Русского общественного движения Владимир Тор. - Но последующие действия Алексеевой носят достаточно странный характер. Я внимательно посмотрел видеозапись происходящего, и конечно же, ни о каких побоях говорить просто не приходится - её толкнули. Это очень некрасиво и очень стыдно, но это явно не та статья. Желание же отяготить её, пустив по линии 282-й, вообще не лезет ни в какие ворота".
По словам В. Тора, то, что требует Алексеева, "это прямой аналог статьи 58.8 УК СССР", и процитировал Александра Солженицына, писавшего о данной статье буквально следующее: "Террор понимался очень и очень расширительно: не то считалось террором, чтобы подкладывать бомбы под кареты губернаторов, но, например, набить морду своему личному врагу, если он был партийным, комсомольским или милицейским активистом, уже значило террор".
"Алексеева сейчас занимается тем же самым. Если правозащитник, начавший свою карьеру с осуждения сталинских репрессий, требует ввести правовой механизм этих самых репрессий - это просто отвратительно. Такое впечатление, что нынешняя правозащита выжила из ума", - подчеркнул В. Тор.
Что касается предложения Алексеевой ввести отдельную статью в Уголовный кодекс, защищающую права гражданских активистов, то, как отметил Александр Брод, "исходя из этой логики, могут попросить отдельной статьи другие категории граждан". "Например, милиционеры, которые подвергаются нападениям, убийствам на Северном Кавказе. Могут попросить отдельную статью журналисты, на которых тоже оказывается давление", - заключил он.
"Я думаю, что правозащитникам не требуется дополнительная защита. Я сам занимаюсь этими вопросами, и нас не требуется защищать больше, чем обычно. Граждан надо защищать. А требовать для себя каких-то особых привилегий, это... правозащитники с мигалками получаются", - сказал В. Тор.
Ещё более жёстко отреагировала блогосфера. Наиболее язвительные блогеры начали составлять список тех, кто может войти в одну группу риска с правозащитниками, включив туда гомосексуалистов, проституток, инъекционных наркоманов, скинхедов и больных венереческими заболеваниями. Другие удивляются логике Алексеевой, требующей "посадить человека в тюрьму за шлепок" по статье, "по которой в настоящее время сидит десяток сторонников того же Лимонова". Третьи восприняли предложение главы МХГ со всей серьёзности и обсуждают возможность рассмотрения дел о нападении на правозащитников "в упрощённом порядке, тройкой в составе Новодворской, Подрабинека, Альбац".
"Я не считаю, что нужна отдельная статья, - подчеркнул Александр Брод. - Просто в обществе необходимо воспитывать понимание ценности человеческой жизни, гражданского активиста в том числе. Общество должно понимать, что гражданские активисты - это люди, действительно выполняющие актуальные задачи, важную работу. Рассматривать их в качестве врагов государственной власти не надо, а власть должна обеспечивать равную защиту всем гражданам".
Читайте самое интересное в разделе "Политика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.