Коммунисты в Иркутской области оказались несколько в двусмысленном положении. С одной стороны, выдвинутый ими на выборах мэра областного центра кандидат одержал безоговорочную победу, с другой, этот самый кандидат не только не является членом КПРФ, но и не собирается вступать в партию и создавать коммунистам на территории области условия для наибольшего благоприятствования. У коммунистов, впрочем, на этот счёт своя точка зрения, которой и поделился с "Правдой.Ру" депутат Законодательного собрания Иркутской области, второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков.
- Евгений Адамович, новый мэр Иркутска Виктор Кондрашов не является членом КПРФ и не собирается вступать в партию. Выходит, что заявления о мэре-коммунисте - фикция?
- Кроме утверждений, кто Кондрашов - не коммунист, а значит это не победа компартии, существуют и другие взгляды. Он с нами работает достаточное время в Законодательном собрании, входит во фракцию компартии (уже не входит. - Ред.), и я должен сказать, что он всегда активно участвовал в работе фракции КПРФ и разделял ее решения, которые принимались на заседаниях. Мы постоянно находились с ним в контакте и в предыдущий период, до избирательной кампании, и мы выдвинули его кандидатом на должность мэра Иркутска не случайно.
Выдвинули с целью объединить ресурсы финансовые и организационные. Мы считали в начале декабря, что именно такой вариант может быть проходным. То есть, если мы выдвигаем кого-то из коммунистов, то мы можем опираться только на свой электорат, а также на случайных избирателей. Здесь, конечно, многое могло бы зависеть и от личности, ведь в 2001 году, когда у нас проходили последние губернаторские выборы, в которых участвовал первый секретарь обкома КПРФ Сергей Левченко, нам удалось объединить во втором туре голосования не только наш электорат, который дал в первом туре 24 процента, но также различные политические силы: и правого спектра, и центристские - выступившие против действовавшего тогда губернатора. Поэтому мы, памятуя о том опыте, предложили Кондрашову участвовать в избирательной кампании, чтобы объединить не только коммунистический или протестный электорат, но и тех, кто не ходил никогда на выборы или же голосовал в определённых случаях за другие партии и за других кандидатов.
Мы так и стали вести работу, воздействуя на наш электорат, потому что было необходимо убедить коммунистов и наших сторонников, что Виктор Кондрашов - тот человек, который будет работать ответственно, не перебежит сразу в какие-то другие политические партии. Одновременно стремились получить и голоса других избирателей. Здесь применялись новые методы в избирательной кампании. По крайней мере, с учетом финансовых возможностей кандидата было проведено много различных акций на улицах Иркутска; использовались технологии телефонного обзвона и рассылки смс-сообщений. В общем, у нас получилось то, что задумывали.
Читайте также: Виктор Кондрашов: Не надо раскачивать лодку
Стоит добавить, что столь впечатляющему результату способствовали ошибки наших соперников. В первую очередь, это действия федеральных структур власти и бизнеса, когда был выдвинут Сергей Серебренников. Не были своевременно проведены консультации с политическими силами в Иркутске, и пришлось в момент выдвижения напрягать и "Единую Россию", когда региональному руководству предложили кандидатуру Серебренникова. Насколько я знаю, некоторые члены Политсовета высказывали свои сомнения, но они не были приняты во внимание.
Другие партии (ЛДПР и "Справедливая Россия") также были вынуждены встроиться в фарватер этого кандидата. Но такие действия не позволили объединить политические силы. Более того, штаб нашего соперника работал не лучшим образом - старыми приёмами. Использованием в массовом порядке, скажем так, административного ресурса. Например, активно вёл себя губернатор, выступая в поддержку Серебренникова.
Плюс ко всему прочему, отказ в регистрации кандидата на пост мэра депутата Заксобрания Романова Антона Васильевича привёл к тому, что его электорат пришёл и поддержал Кондрашова.
То есть в последние дни избирательной кампании сложилась ситуация, на которую мы рассчитывали в её начале, предполагая, что борьба будет вестись между двумя кандидатами - Серебренниковым и Кондрашовым. И уже где-то за два-три дня до голосования появилась уверенность, что Кондрашов выиграет. Так и произошло. И мы считаем, что вместе с ним сделали всёвозможное, чтобы этого результата добиться.
Естественно, у нас с ним сохраняются хорошие отношения, мы с ним продолжаем сотрудничество. Кондрашов и в ходе агитации, и после выборов заявлял, что его партия - "это иркутяне", и такую же позицию он будет выдерживать и дальше. Мы такую позицию поддерживаем. Мы никогда его ( Кондрашова) не просили вступать в КПРФ - это не нужно. Но, думаем, что наши взгляды во многом совпадают и считаем, что он, многое из того, на что мы рассчитывали, выдвигая его, будет выполнять.
- Почему, на ваш взгляд, кандидатура Сергея Серебренникова стала непроходной? Ведь есть немало примеров, когда "варяг" выигрывал выборы. Например, в Орле, где Виктор Сафьянов переиграл кандидата от КПРФ, хотя Василий Иконников на старте кампании имел куда как более предпочтительные шансы.
- Я не знаю, почему там не получилось противостоять "варягу", а нам здесь удалось. Наверное там всё-таки ситуация была несколько иной. У нас - и это можно сказать со всей определённостью - Серебренникова навязали. Причём навязали неожиданно. Конечно, в региональном отделении "ЕР" все участвовали в избирательной кампании кандидата, но сам метод, каким его ввели в кампанию, был несколько иным, чем в Орле. Там, очевидно, было больше сплочённости и осмысленных действий. У нас, я думаю, именно действия власти, штаба сыграли роль в проигрыше кампании.
- Насколько значимой, по вашим оценкам, оказалась поддержка кандидата от КПРФ снятым с предвыборной дистанции Антоном Романовым?
- Оценить с высокой долей точности сейчас трудно, надо внимательно разобраться. Если судить по данным социологических исследований, то по одним у Романова было порядка 30 процентов, по другим - около 20. Так что если судить по этим цифрам, то всё равно за Кондрашова проголосовало большее число избирателей "не романовских", так что это позволяло, может быть и не с таким перевесом, но победить и Серебренникова, и Романова - в случае его участия в выборах. Я думаю, что мы ещё проанализируем ситуацию более внимательно, прежде чем давать какую-то оценку, насколько велик среди наших избирателей контингент тех, кто мог бы голосовать за Романова. Я знаю, что некоторые его сторонники так и не пришли голосовать за Кондрашова. Так что это в большей степени работа нашего штаба и самого Кондрашова по привлечению избирателей, которые, может быть, никогда в выборах не участвовали.
- 20 марта в Иркутске планируется очередной митинг экологов против запуска Байкальского ЦБК, в котором обещают принять участие представители различных политических структур, в том числе и небезызвестной "Солидарности". Будет ли КПРФ участвовать в этом мероприятии?
- Когда обсуждают тему БЦБК и протестных настроений по поводу запуска комбината, почему-то вспоминают только действия "Байкальской экологической волны" и определённых политических сил, которые вместе с ней в этом направлении работают. Коммунисты тоже принимали участие в этих митингах, мы согласовывали эти действия в оргкомитете, там выступали наши представители. Но мы также проводим и свои мероприятия против подобных действий власти. Мы не раз заявляли, что бездействие власти в Байкальске после закрытия комбината неприемлемо. И за тот период, что комбинат стоял, федеральная власть в первую очередь должна была сделать всё для создания новых рабочих мест в городе. Но этого сделано не было. Наоборот, власти пошли на запуск комбината. Мы, как и другие политические силы, этого не приемлем, и считаем, что будущее Байкальска в другом - развитии экологически чистых производств и переносе туда туристко-рекреационной зоны. В этом плане действует и областная власть, по крайней мере, говорит о необходимости таких подходов, но мы всё же будем продолжать борьбу, настаивать на том, чтобы власть, помимо БЦБК работала над созданием новых рабочих мест в Байкальске.
Когда-то, быть может, строительство БЦБК было оправдано, поскольку была необходима горная целлюлоза для военной промышленности. Но сейчас, насколько мне известно, этого нет и комбинат работает только для того, чтобы олигархи получали прибыль. Он мало что сейчас дает Байкальску. Не такая уж там высокая зарплата, чтобы за неё держаться. Кроме того, за этот период действительно накопились всякие отходы производства. Поэтому работа комбината нецелесообразна, опасна и должна быть прекращена.
Читайте самое интересное в разделе "Политика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.