С момента отмены прямых выборов губернаторов прошло более пяти лет. Все это время не утихают споры о том, насколько эффективна действующая ныне система назначения глав регионов. Не секрет, что требование вернуть принцип выборности губернаторов сделала одним из своих главных лозунгов часть оппозиции — прежде всего несистемная. Правда, в данном случае остается спорным вопрос о побудительных мотивах — то ли дело действительно в минусах этой системы, то ли проблема заключается в неприязни к Владимиру Путину, который был инициатором отмены выборов губернаторов в 2004 году, после трагедии в Беслане.
В четверг Международный институт политической экспертизы обнародовал результаты исследования "Пять лет системе назначения глав регионов в РФ". Экспертов, на чьи мнения ссылаются авторы доклада, поделили на две группы — "независимых" и "близких к власти". Как и следовало ожидать, первая группа дает в основном отрицательные оценки системе назначения губернаторов, вторая — более-менее положительные.
Среди негативных моментов, названных в докладе, упоминается, что система назначения губернаторов не помогла справиться с угрозой терроризма, которая по-прежнему является весьма острой для некоторых северокавказских республик. Еще один момент — состояние экономики в отдельных регионах, которое не улучшилось после отмены выборов глав регионов.
Среди положительных моментов — сохранение территориальной целостности страны. Правда, на это обращают внимание эксперты, "близкие к власти". "Независимые" настроены гораздо более скептично и по этому вопросу.
Так что, выборы губернаторов действительно необходимо вернуть, и чем быстрее, тем лучше? Здесь уместно было бы вспомнить, как оценивалась инициатива отмены выборов глав регионов в 2004 году, после того, как об этом заявил Владимир Путин.
Говорили о том, что предложенная система является анахронизмом, что выборы губернаторов стали фактором оздоровления политической жизни страны, что после реформы федеральный центр утратит связь с регионами и, как апофеоз, назначение глав субъектов Федерации неминуемо приведет к развалу страны. Что характерно, об утрате связи Центра и регионов, а тем более о развале страны "независимые" эксперты ныне не вспоминают…
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Оксана Гончаренко отметила положительные факторы в действующей процедуре назначения губернаторов: "Во-первых, в регионах удалось достичь большей стабильности в политической жизни. Во-вторых, политические процессы в стране стали более управляемыми для Центра, это, безусловно, плюс", — сказала она в интервью "Правде.Ру".
По ее мнению, выборы губернаторов как таковые идеализировать не стоит: "В 1990 годы прошло значительное число выборных кампаний, сомнительных, с точки зрения избирательных процессов, поэтому говорить о том, что были какие-то достижения в плане развития демократических институтов, я бы не стала.
В этом смысле процесс наделения полномочиями, как мне кажется, открывает больше возможностей для более эффективного управления регионами", — сказала Оксана Гончаренко. Она отметила, что "этот эффект будет проявляться с течением времени", поскольку с момента начала назначения глав регионов его прошло не так много.
"По мере обновления губернаторского корпуса и введения обязательной отчетности (глав регионов) перед законодательными собраниями, что сейчас происходит, думаю, движение к эффективному управлению будет более выражено", — подчеркнула Оксана Гончаренко.
По мнению сопредседателя Совета по национальной стратегии, члена Общественной палаты РФ Иосифа Дискина, система назначения губернаторов себя оправдала."Тем более, она за это время претерпевала изменения в сторону уже учета реальной практики", — отметил политолог.
"Предоставлена возможность партиям, победившим на выборах в законодательные собрания, представлять своих кандидатов. Партии отлаживают эти процедуры", — сказал он "Правде.Ру".
"С моей точки зрения, это живая адаптивная система, потому что, во-первых, прекратилась игра в оголтелый популизм, которой сопровождались выборы губернаторов. Просто шло соревнование, кто чего больше наобещает", — отметил Иосиф Дискин.
"Во-вторых, избавились от борьбы (на выборах губернаторов) финансово-олигархических группировок, а потом финансово-промышленных групп", — сказал политолог.
"С моей точки зрения, это было частью общей политики президента Путина на стабилизацию политической системы, и это сработало", — сказал Иосиф Дискин.
По его мнению, "теперь вопрос состоит в том, что меняются приоритеты". Речь идет не только о стабилизации политической системы, но и о повышении ее эффективности и демократичности, о чем говорил президент Дмитрий Медведев на январском Госсовете, подчеркнул политолог.
По словам Иосифа Дискина, нынешнюю процедуру вообще не стоит называть "системой назначения". Президент представляет кандидата на пост губернатора депутатам законодательного собрания региона, которые его утверждают на этом посту, напомнил он. Поэтому называть это "назначением" было бы неверно.
Читайте самое интересное в разделе "Политика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.