В ближайшее время в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" могут быть внесены изменения, касающиеся порядка проведения публичных акций. Отношение к поправкам неоднозначное. Авторы законопроекта говорят о необходимости обеспечения безопасности участников акций, оппозиция же считает подобные меры очередным наступлением на свои права и свободы.
Основная претензия - к нововведению, согласно которому участники одиночных пикетов и организаторы собраний обязаны подавать соответствующее уведомление не менее чем за один рабочий день до их проведения. Сейчас это делать не обязательно, и одиночные пикеты стали одной из излюбленных форм проведения публичных мероприятий для оппозиции, своеобразной технологией, позволяющей избежать довольную долгую и не всегда для заявителя успешную процедуру согласования.
Всё это, по мнению авторов законопроекта, предоставляло "свободу для злоупотреблений правами". Дело в том, что различие между понятиями "собрание" и "митинг" весьма зыбко. Часто митинг воспринимается как массовое собрание. При этом критерий "массовости" законом не определён. Однако установлено, что при проведении собраний подавать уведомление нет необходимости, а при проведении митингов такая необходимость есть. Таким образом, организатор митинга, по сути, может не подавать уведомление о его проведении, сославшись на то, что проводит собрание. Такая же лазейка существует и для участников массового пикетирования, каждый из которых может сослаться на то, что проводит одиночный пикет.
Отмечают законодатели и ещё один момент, крайне важный не столько даже для власти, сколько для самих пикетчиков.
Одинокий человек представляет собой великолепную мишень для нападения - будь то радикально настроенные политические противники или же обыкновенные "гопники". Разумеется, что в таких ситуациях спасение утопающих становилось делом рук самих утопающих. Именно этим и руководствовались депутаты Мособлдумы, объясняющие свою инициативу необходимостью осуществления "правоохранительными органами и органами местного самоуправления своих полномочий по обеспечению безопасности участников публичного мероприятия".
"Бывают ситуации, когда пикетчики-одиночники совершают акты самосожжения либо на них совершаются нападения. При этом орган исполнительной власти субъекта РФ (орган местного самоуправлении), как правило, даже не знает о подготовке подобных акций, так как по действующему законодательству не обязательно уведомлять о проведении публичного мероприятия, если в нем участвует один человек", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Оппозиционеры, что ожидаемо, не согласны с такой постановкой вопроса. Борис Немцов, например, заявил "Правде.Ру", что таким образом власти "хотят окончательно лишить граждан права на митинги и демонстрации протеста" и "никаких разрешений на проведение пикета давать не собираются". Борис Ефимович утверждает, что сами пикетчики никому не угрожают и нападают на них исключительно "переодетые менты". "А поскольку они (сотрудники милиции. - Ред.) трусливы и даже одиночных пикетчиков боятся, то и вносятся такие законопроекты", - считает Немцов.
Чуть более осторожно высказывается президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов. "То, что Мособлдума заговорила о безопасности пикетчиков - это хорошая инициатива, поскольку основная задача власти как раз и состоит в том, чтобы обеспечивать безопасность демонстрантов", - сказал политолог "Правде.Ру". Но у него при этом "нет ощущения того, что дума пытается помочь, скорее - помешать".
Глава ассоциации "Гражданский контроль" Георгий Фёдоров, напротив, уверен, что именно уведомительный характер одиночных акций позволит пикетчикам избежать проблем с милицией. По словам эксперта, конфликты между пикетчиками и милиционерами, как правило, связаны с тем, что один на пальцах объяснял, что он не террорист, а другие были не обязаны ему верить. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы уведомить власти о том, что завтра он будет стоять один с плакатом там-то или там-то. "Я считаю, что это нормальный, уточняющий закон", - подчеркнул политолог в интервью нашему изданию.
В законопроекте депутатов Мособлдумы есть и ещё одна важная поправка, касающаяся сроков подачи заявок на проведение публичных акций.
В тексте действующего закона о митингах срок подачи уведомления о проведении пикетирования группой лиц и, соответственно, ответа властей исчисляются в "днях". Однако, отмечают депутаты, практика показала, что указанная формулировка приводит к умышленной подаче организаторами публичных мероприятий уведомлений накануне выходных и праздничных дней, что значительно затрудняет соблюдение сроков исполнения своих обязанностей органами местного самоуправления - согласно закону, заявку на проведение массового пикета необходимо подавать за три дня.
В этой связи предлагается внести изменения в Федеральном законе, определив, что указанные сроки исчисляются в "рабочих днях". Что касается других публичных мероприятий (кроме пикетирования), то срок подачи уведомлений об их проведении исчисляется в "календарных днях".
Не так давно, кстати, возникла коллизия вокруг намеченного на 19 января шествия и митинга оппозиции. Организаторы подали уведомления на проведение своего мероприятия гораздо раньше положенного срока, в результате чего и получили справедливый отказ. В качестве оправдания, заявители сетуют на то, что, поскольку временной коридор для подачи документов выпадал на новогодние праздники, они подумали, что в эти дни мэрия не работает. Между тем, как сообщили в пресс-службе столичного правительства, "система приема заявок действовала и в праздники", о чём были осведомлены организаторы мероприятия. "Однако никакого документа не было подано", - говорят в мэрии.
Была ли подана заявка раньше срока сознательно или же дело упирается в простую невнимательность заявителей - история умалчивает. Так или иначе, но внесённые поправки должны устранить подобные разночтения закона в будущем.
Кроме того, согласно законопроекту, обязанности организатора публичного мероприятия предлагается дополнить новой нормой. Которая его обяжет доводить регламент публичного мероприятия до сведения органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Для этого регламент надо будет прилагать к уведомлению о публичном мероприятии.
В законопроекте также четче прописано требование об указании в уведомлении форм и методов обеспечения порядка и организации медицинской помощи на мероприятии. Органы власти получат право потребовать от организатора все необходимые сведения о мероприятии, а также возможность отказа в его проведении, если организатор не устранит полученные замечания.
Внесение предложенных поправок свидетельствует лишь о стремлении совершенствовать законодательство. Если же говорить о законе в целом, то он, по словам Георгия Фёдорова, "работает, все политические партии, которые хотят митинговать, митингуют. Поэтому все горячие споры, которые были раньше, показали, что никаких нападок на свободу слова, митингов и собраний не существует".
Читайте самое интересное в рубрике "Политика"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.