Очевидно, что 2009 год не был для Центральной избирательной комиссии России простым. Трудно представить - за это время в стране успешно состоялись около десяти тысяч выборов различного уровня. О самых интересных событиях минувшего года и о том, что было сделано для популяризации, а главное - для модернизации самой важной демократической процедуры в мире, "Правде.Ру" в эксклюзивном интервью рассказал председатель ЦИК РФ Владимир Чуров.
- Владимир Евгеньевич, какие события или эпизоды минувшего года вы считаете важными для себя, для Центральной избирательной комиссии Российской Федерации?
- Уходящий год был богат на события. Поэтому остановлюсь на наиболее важных, с точки зрения развития избирательной системы. Два единых дня голосования. И, прежде всего, первые в новой истории России выборы в органы местного самоуправления в Ингушетии и Чечне. Тем самым завершилось возвращение этих республик в правовое поле Российской Федерации.
Во-вторых, оказание методической и технической помощи в соответствии с заключенными соглашениям избирательным органам Абхазии и Южной Осетии. В-третьих, разработка системы технического переоснащения избирательной системы Российской Федерации.
В-четвертых, завершение работы по реализации 10 пунктов политической модернизации первого Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и существенное продвижение в очень сжатые сроки реализации 10 пунктов второго Послания, которое поручено нам.
- Исходя из опыта двух прошедших в 2009 году избирательных циклов, какие уроки были извлечены ЦИК России? Какие, на ваш взгляд, были допущены ошибки?
- В единый день голосования 11 октября 2009 года выборы состоялись в 76 субъектах Российской Федерации. В целом выборы прошли в соответствии с законодательством Российской Федерации, а их итоги отражают волеизъявление избирателей.
Вместе с тем практика прошедших выборов выявила многие проблемные моменты. В частности, считаю, что действительно назрел вопрос об организации досрочного голосования и голосования по открепительным удостоверениям на региональных и муниципальных выборах.
Нужно совершенствовать технологию подготовки и проведения выборов на всех стадиях. Избирательная система имеет свои резервы, которые необходимо освоить в кратчайшие сроки. И в последние месяцы уходящего года мы плодотворно поработали в этом направлении. Все открепительные удостоверения должны быть уже сейчас приведены в соответствие с федеральной формой открепительного удостоверения на выборах Президента Российской Федерации 2008 года. Должны быть введены степени защиты и полная персонификация открепительного удостоверения.
Одной из основных задач избирательных комиссий является организация эффективного взаимодействия со всеми участниками избирательного процесса. Работа по информированию не только избирателей, но и политических партий, кандидатов. Нужно активизировать работу по оказанию методической помощи региональным отделениям политических партий в разъяснении законодательства о выборах.
Избирательная система любой страны предусматривает постоянное совершенствование и правовой, и организационной стороны процесса. В частности, по итогам единого дня голосования 11 октября 2009 года на совещании представителей политических партий было проведено уникальное первое совещание представителей всех партий с руководителями избирательных комиссий, которые будут организовывать выборы 14 марта 2010 года.
Недавно мы приняли постановление о работе избирательных комиссий с интернет-сайтами, в котором четко определено содержание размещаемой информации в сети интернет.
Уже сейчас в целом ряде регионов Российской Федерации используются веб-камеры. Ни на одном участке, оборудованном веб-камерой, нет ни одной жалобы. Веб-камеры обеспечивают любому избирателю возможность контроля как явки на участок, так и процедуры подсчета голосов в режиме реального времени. Есть веб-камера, которая следит за процедурой подсчета голосов и транслирует ее в интернет, что могут наблюдать все, кому это интересно.
Еще одним важным направлением является работа со списками избирателей. Наши списки соответствуют верхней планке общеевропейского уровня. Погрешность российских списков - меньше одного процента. А в ряде европейских стран такая погрешность достигает 50 процентов. Точность наших списков является результатом слаженой работы организаторов выборов и различных органов, несущих ответственность за полноту и достоверность представляемой информации, в первую очередь - ФМС России.
29 декабря мы заключили Соглашение с ФМС России. Нам важны точные и достоверные данные обо всем избирательном корпусе Российской Федерации, обо всех 107 с лишним миллионах избирателей внутри страны и избирателях, находящихся за рубежом. В этом значение данного соглашения. А единственная его задача - достижение максимально точного исполнения российского избирательного законодательства.
Необходимо совершенствовать организацию работы по голосованию вне участков. Обеспечивать взаимодействие с правоохранительными органами по выполнению всех установленных законом процедур всеми участниками выборов. Укреплять кадровую основу организации выборов, повышать требования к кандидатам в члены избирательных комиссий, совершенствовать уровень их профессионализма. Практика последних выборов показала, что членов избирательных комиссий необходимо обучать и противодействию "грязным" избирательным технологиям, и информационным войнам.
Полагаю, что главное средство противодействия им - формирование объективного общественного мнения о деятельности всей избирательной системы России. Для этого необходимо обеспечение гласности, публичности и открытости в деятельности избирательных комиссий всех уровней, доступности информации об избирательном процессе и деятельности избирательных комиссий для граждан и представителей СМИ, интернет-сообщества.
Строгое исполнение законодательства о выборах и соблюдение сроков избирательных действий, создание всех необходимых условий для реализации избирательных прав граждан Российской Федерации - залог проведения честных и справедливых выборов.
- В чем причина снижения числа жалоб? Чем в плане нарушений мартовская избирательная кампания отличалась от октябрьской?
- В мартовскую кампанию в избирательные комиссии России за один и тот же срок поступило 360 обращений, а в осеннюю - 453. Но если рассматривать показатель соотношения числа проведенных выборов к числу поступивших обращений, то в марте было одно обращение на 9 избирательных кампаний, а в октябре - на 15.
Все обращения, связанные с выборами, в избирательные комиссии разного уровня я разделил бы на три части (кстати, оговорюсь, что закон такого разделения не допускает и, естественно, мы рассматриваем и отвечаем на все обращения в точном соответствии с законом). По моим наблюдениям, все эти обращения можно разделить на три группы.
Первая группа направлена на действительное совершенствование избирательного процесса и содержит сведения о реальных ошибках, сознательно или несознательно допущенных организаторами выборов. Таких обращений, по нашим наблюдениям, порядка 10 процентов. Вторая группа обращений и жалоб имеет очень косвеное отношение к избирательной системе и скорее свидетельствует о некоторой социальной или иной неустроенности в конкретном населенном пункте.
И, наконец, к сожалению, все еще существуют политтехнологи, связанные с тиражированием жалоб. Мы сталкиваемся со случаями, когда нам приходят жалобы от несуществующих граждан. Жалобы, отпечатанные типографским способом и заполненные только в отдельных графах. Мы сталкиваемся и с тем, что по одному и тому же вопросу к нам приходит до дюжины жалоб и обращений одинакового содержания. Наш принцип - это уникальная гласность и открытость избирательной системы России - принцип, на который мы опираемся.
Только мы в России публикуем практически все жалобы и обращения с результатом их рассмотрения. Наши попытки обнаружить что-либо подобное или добиться информации, как рассматриваются жалобы на выборах в других европейских государствах, не принесли никакого результата, и вовсе не потому, что таких жалоб нет. Поэтому количество жалоб на избирательную систему, на допущенные ошибки благодаря очень напряженной работе и политических партий, и средств массовой информации, и сотрудников избирательных комиссий всех уровней и дальше будет сужаться. Реально так.
Все обращения и заявления рассматриваются ЦИК России в установленном законом порядке, а информация об этой работе своевременно размещается на нашем сайте. Работает Приемная ЦИК России. Впервые 11 октября была применена и такая форма работы, когда на персональный мобильный телефон Председателя ЦИК России поступали звонки от представителей политических партий по вопросам нарушений избирательного законодательства.
В октябре 2009 года в рекордно короткие сроки мы подготовили очередное издание так называемой зеленой книги. Это огромный коллективный труд по обобщению сведений о поступивших обращениях и заявлениях, организации проверок фактов, изложенных в них. Все эти данные доступны для общественности, для журналистов.
Отвечая на вторую часть вашего вопроса, хотел бы отметить, что в целом мартовская избирательная кампания не отличалась от октябрьской по тем нарушениям, которые нашли свое подтверждение в ходе ее проведения. Кстати, из общего числа жалоб, поступивших в ЦИК России, факты, изложенные в них, полностью либо частично нашли подтверждение только в одной десятой части. А вот медийный фон вокруг итогов выборов и темы нарушений действительно отличался.
- Не секрет, что некоторые представители оппозиции назвали минувшие в октябре выборы "очень грязными" и пообещали буквально завалить суды исками. Звучали довольно нелицеприятные обвинения в адрес ЦИК России, в ваш адрес. С момента выборов прошло уже почти два месяца, однако ни о каком вале обращений в суды ничего не слышно. С чем это связано? И, вообще, были ли какие-то реальные основания у оппозиции для подобных обвинений? Намерены ли вы требовать сатисфакции?
- Можно много заявлять о нарушениях. Но необходимо доказать, что они действительно были. Для суда важно наличие доказательственной базы, зафиксированных фактов нарушений, наличие свидетелей и так далее. Видимо, по тем фактам, по которым удалось, по мнению заявителей, найти доказательства, и были поданы заявления в суды. А все остальное - эмоции, стремление оправдать свой проигрыш на выборах, в том числе и за счет дискредитации избирательной системы.
Не очень красиво, но понять можно. Впоследствии страсти улеглись, разум возобладал. Поэтому и количество поданных жалоб и заявлений - в пределах обычной для региональных и местных выборов нормы. Конечно, есть и достаточно серьезные споры, но не все из них связаны с работой избирательных комиссий. Например, отмечены нарушения правил проведения предвыборной агитации кандидатами и избирательными объединениями или факты воспрепятствования деятельности избирательных комиссий, как это было в Дербенте.
Правовых оснований для обвинений в адрес ЦИК России и в адрес Председателя ЦИК России в нарушениях при проведении региональных и муниципальных выборов быть не может, поскольку ЦИК России не является комиссией, организующей эти выборы. Но свою долю ответственности мы, разумеется, несем и делаем из создавшихся ситуаций соответствующие выводы, в том числе в отношении более тщательной работы с политическими партиями, в информационной сфере, в ходе обучения членов избирательных комиссий.
А сатисфакции по прозвучавшим бездоказательным обвинениям требовать не будем, оставим их на совести авторов. Хотя вопрос намеренной, целенаправленной дискредитации избирательной системы страны существует, причем достаточно остро. Так, один политический деятель в течение вот уже десяти лет каждые очередные выборы характеризует как нечестные и беспрецедентно грязные. И каждый раз одними и теми же словами.
- Недавно была создана рабочая группа по реализации президентских предложений в области проводимой политической реформы. Один из пунктов этой реформы, как известно, напрямую касается технических аспектов избирательной системы. С какими модернизационными предложениями по реформированию выступит (выступил) ЦИК России, вы лично?
- В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев затронул один из самых актуальных для организаторов выборов вопросов - ускоренное техническое переоснащение избирательной системы. Невозможно говорить о модернизации российской экономики и при этом не ставить и не решать аналогичную перспективу в избирательной сфере. Решать ее необходимо, начиная с участковой избирательной комиссии, т.е. фундамента избирательной системы.
Главой государства поставлен срок подготовки программы технического переоснащения избирательной системы - январь 2010 года. Премьер-министр В.В.Путин и я - мы отвечаем за ее подготовку. Представитель ЦИК России активно участвует в деятельности рабочей группы по реализации президентских предложений. В качестве шагов по реформированию российской политической системы мы представили ряд предложений по возможным законодательным решениям вопросов, обозначенных в Послании.
Но ряд модернизационных решений может быть реализован нами непосредственно. Так, недавно мы ввели в практику постоянное присутствие представителей политических партий на заседаниях ЦИК России. Соответствующая поправка была внесена в Регламент ЦИК России.
Может быть, в дальнейшем законодателем будет введена и обязательная норма о наделении всех семи российских политических партий правом участия в работе всех избирательных комиссий, то есть дано право знакомиться с документацией, присутствовать на заседаниях и выступать на них, использовать разнообразные формы максимального вовлечения представителей непарламентских партий в работу избирательных комиссий.
В целях дополнительного обеспечения открытости выборов ЦИК России предложила регулярно выступать в Государственной Думе с сообщениями по итогам единого дня голосования. ЦИК России готова выслушать предложения, замечания и пожелания депутатов Государственной Думы и информировать о модернизации избирательного процесса. Недавно на совещании с председателями избиркомов я призвал их выступить с инициативой регулярного отчета после выборов перед законодательными (представительными) органами власти, а также органами власти местного самоуправления.
- Безупречных выборов, к сожалению, не бывает. Тем не менее хотелось бы, чтобы процедура голосования и подсчета голосов проходила как можно более чисто, чтобы было меньше нареканий, претензий и т.д. На ваш взгляд, возможно ли создать для этого все условия? Что в технологическом плане необходимо сделать, чтобы больше никто не мог сомневаться в результатах выборов? Что уже сделано?
Безупречных, или как сказал Президент, "стерильных", выборов не бывает нигде в мире. Есть страны, где со стерильностью дела обстоят так же, как в полевых госпиталях 18 века: погрешность списков избирателей составляет 50 процентов или их вовсе нет, избранным считается президент, набравший меньше половины от числа проголосовавших. Есть страны, в которых президент избран после весьма сомнительного переголосования. Вспомним и недавнее прошлое.
Вспомним скандалы с отказами в регистрации ЛДПР, ЯБЛОКа в Санкт-Петербурге. Затяжка с регистрацией и подчас не вполне обоснованные придирки к кандидатам при регистрации списка КПРФ. Ничего подобного нет уже несколько лет. В парламентских выборах 2007 года списки выдвинули 14 партий, наименования 11 из них были включены в бюллетень для голосования, отказано в регистрации только трем, причем причина банальна - превышение допустимого процента недостоверных и недействительных подписей.
Так называемая стерильность избирательного процесса - идеал, к которому можно только стремиться. Но как цель развития - это достаточно эффективная задача. Тем не менее недостатки, упущения, претензии бывают везде. Есть они и у нас. Прежде всего, следует говорить о создании условий, при которых нарушения будут исключены, если не полностью, то, по крайней мере, минимизированы. Здесь мы имеем в виду минимизацию негативного воздействия человеческого фактора на избирательный процесс и создание технологического обеспечения политической конкуренции.
В связи с этим среди наших предложений: автоматизация процесса составления протокола участковой избирательной комиссии, установление таких сроков полномочий участковых избирательных комиссий, в рамках которых станет возможной и результативной автоматизация процесса голосования; технологическое обеспечение политической конкуренции, в частности, более широкое использование КОИБ и КЭГ, сенсорных экранов, дистанционного электронного голосования, технологий глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, веб-камер и т.д. Большинство предложенных мер уже применялось и оправдало себя. Сейчас же необходимо говорить о полномасштабном их применении.
В 2009 году были продолжены экспериментальные работы по применению в избирательном процессе (Братский район Иркутской области) спутниковых систем ГЛОНАСС, "Гонец" и по проведению электронного опроса избирателей в шести субъектах Российской Федерации - Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Ленинградской и Томской областях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. При этом были апробированы три способа участия граждан в эксперименте в ходе выборов - с использованием компакт-дисков, электронных социальных карт, мобильного телефона.
Возможно, кому-то такое внимание к технической стороне организации выборов покажется избыточным. Но демократия - это, прежде всего, процедура. И от того, насколько технологически совершенной и открытой она является, во многом зависит честность и конкурентный характер выборов. И здесь не бывает лишних деталей.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.