Не утихают дискуссии вокруг статьи 282 УК РФ. Традиционно её отмены требовали преимущественно только представители ультраправых. Но несколько дней назад руку помощи националистам протянули их идеологические (и не только) оппоненты. В Сети появился проект соглашения о бойкоте статей 280 и 282 УК РФ, разделивший национал-патриотов на два лагеря и поставивший некоторых из них в крайне неудобное положение.
Как отмечается в документе, в России "сложилась правоприменительная практика использования статей 280 и 282 УК РФ против инакомыслящих в карательных целях", а нижеподписавшиеся частные лица и организации договариваются о нижеследующем: никоим образом не способствовать репрессиям по вышеозначенным статьям против участников данного соглашения и проявлять по отношению к ним "безусловную солидарность".
Инициатива была поддержана представителями движений самой разной направленности: ДПНИ, РНБФ, АКМ-ТР, НБП, "Нация свободы", Русское общественное движение, "Русский вердикт" и т.д. Новоявленные соратники приступили к обсуждению вариантов взаимодействия в рамках соглашения и возможных будущих совместных действий. Но эйфория продолжалась недолго. Сначала возникли вопросы к личности инициатора сего дискурса, а затем и к списку участников, который, по словам одного из подписантов, "стал всё меньше нравиться".
Автором документа, скрывающимся за ником sup_must_die, оказался живущий в Израиле блогер Олег Михилевич. "Я не люблю пролетариев, росиянцев, палестинцев, нигеров, расистов, шиитов, глобалистов, либерастов, толерастов и гуманистов. Весьма толерантно отношусь к правоверным мусульманам. А еще я сторонник правого национализма", - представляет он сам себя в своём сетевом дневнике.
Известен он и как основатель и сопредседатель Общества друзей Ичкерии, а его "правый национализм" довольно ярко проявляется характеристикой русских, которые, по версии г-на Михилевича, "самые непредсказуемые пьяные психопаты", агрессивность которых "не поддается прогнозированию".
И не удивительно, что список начал пополняться подписантами из либерального лагеря. Журналист сайта сепаратистов Чечни "Кавказ-центр" Борис Стомахин (он, кстати, возглавил список), председатель ВОО "Голос Беслана" Элла Кесаева, журналист Елена Маглеванная, диссидент Владимир Буковский, член ОГФ и "Солидарности" Георгий Саркисян, адвокат Михаил Трепашкин и т.п.
Поначалу, впрочем, правые старались хоть как-то оправдать своё присутствие в этой компании. Анастасия Иванова из ДПНИ сочла, что подобные соглашения нужно заключать не с друзьями, поскольку они заведомо друг на друга не нападут, а именно "с лютыми врагами".
Чуть проще высказались представители РНБФ: Роман Головкин, например, "вообще не читал, кто инициатор", а Алексей Дугинов хоть и считает тех, кто подписался позже, "отвратными", но в силу того, что "ЖЖ - не отражение моей деятельности", подпись не может являться доказательством какого-либо сотрудничества.
Наталья Холмогорова (РОД) и вовсе была уверена, что все рассуждения о продавшихся "друзьям Ичкерии" националистах вбрасываются завистниками и злопыхателями. "...целая толпа каких-то малознакомых, полузнакомых и совсем незнакомых людей внезапно ринулась выяснять и требовать с меня отчета, куда я хожу, с кем за столом сижу, достаточно ли пламенна моя ненависть к Стомахину и Буковскому, какие подписи стоят рядом с моей подписью и зачем мне все это. С таким жаром и волнением, как будто я их личные судьбы решаю. Хочется сказать: "Ребята, вы бы за дела РОДа так переживали, как переживаете за наши несанкционированные контакты"", - поясняет она у себя в блоге.
Впрочем, спустя пару дней Холмогорова всё же отозвала свою подпись, мотивировав решение невозможностью присутствовать в одном списке и "проявлять безусловную солидарность" с Борисом Стомахиным. Отозвали свои подписи представители "Русского вердикта" и Вадим Ямаев из ДПНИ. Скорее всего, за ними последуют и другие националисты.
В стане т.н. "несогласной" оппозиции проблемами 282-й озаботились совсем недавно, после вынесения ряда "разжигающих" приговоров в отношении них. Буквально вся политическая и правозащитная аудитория "несогласных" - от Подрабинека до Каспарова - нашла противоречия в тексте уголовной статьи с требованиями Европейской конвенции о защите прав человека, придя к выводу, что "власть активно использует Уголовный кодекс и эту статью, в частности, для подавления инакомыслия в стране".
Собственно, нечто подобное звучало и стороны националистов. Проблема была лишь в том, что саму статью и те, и другие считали неправильной, признавая при этом справедливость вынесенных приговоров "по разжиганию" в отношении их идеологических противников (достаточно вспомнить воодушевление, с каким национал-патриотическая тусовка встретила известие о возбуждении по "русской статье" уголовного дела против директора Сахаровского центра Юрия Самодурова).
Тот факт, что публикация данного соглашения, которое уже назвали "сухаревской конвенцией", направлена в пользу одного конкретного человека - Бориса Стомахина - совершенно очевидна. С другой, это уже не первая и, как представляется, не последняя попытка либеральной оппозиции найти точки соприкосновения с националистами.
Очередной раунд совместного выступления "свободомыслящих активных людей" за отмену 282-й, по которой "получают условные и реальные сроки нацболы, русские патриоты, другие неугодные режиму силы", намечен на 28 ноября в Санкт-Петербурге. И именно эти самые "другие силы" вызывают всё больше вопросов у ультраправой публики, интересующейся, следует ли ожидать в таком случае от движения "Сопротивление" Романа Зенцова участия в пикетах с Новодворской и "Маршах несогласных".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.