История Европы есть история смрада и нечистот. В самом банальном смысле слова. Вонь пронизывала повседневную жизнь европейцев. В этом смысле во дворце Версаля пахло ничуть не лучше, чем в хижине простолюдина. Отчего европейцы отреклись от римских терм, а русские продолжали париться в бане. Сейчас суфражистки и феминистки на Западе протестуют против обычая целовать дамам ручку. А в эпоху барокко эти ручки были не просто не ухоженными, а даже элементарно не мытыми. Кто виноват в зловонии Европы?
Автор «Парфюмера» Патрик Зюскинд ужасается зловонию европейских городов: «Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни - жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков. Люди воняли потом и нестиранной одеждой.
Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Королева Испании Изабелла Кастильская за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Знаменитый сердцеед король Генрих IV за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению. Дочь одного из французских королей умерла от вшивости. Папа Климент V скончался от дизентерии, а Климент VII, как и король Филипп II, погиб от чесотки. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений, и его тело покрылось гнойниками.
Историк Поль Зюмтор, автор «Повседневной жизни Голландии во времена Рембрандта», отмечает: «ночной горшок мог простоять под кроватью целую вечность, прежде чем служанка забирала его и выливала содержимое в канал». «Общественных бань практически не знали, - продолжает Зюмтор. - Еще в 1735 году в Амстердаме было всего одно такое заведение. Моряки и рыбаки, насквозь пропахшие рыбой, распространяли невыносимую вонь. Личный туалет носил чисто декоративный характер». «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», - утверждалось в одном медицинском трактате ХV века. В ХV - ХVI вв. богатые горожане мылись раз в полгода, в ХVII - ХVIII вв. они вообще перестали принимать ванну. Порой водные процедуры использовались только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.
У дам были не только роскошные и пышные прически. Это был настоящий рассадник для всяческой живности, поскольку волосы приходилось склеивать, густо смазывая их жиром и вдобавок посыпать пудрой. Данный всеевропейский обычай закрепился и за военными, не исключая солдат. Вспомните, как против этого обычая в прусских войсках восставало нутро Александра Суворова: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?» Недоумение нашего полководца было вызвано не одними только напудренными буклями, в коих заводились вши, но в целом прусской муштрой.
Другая опасность таилась в питьевой воде. В 1866 году от холеры скончалось 20 тысяч англичан. «Считалось, что холера возникает от плохого воздуха, и этой же причиной объяснялась малярия», - продолжает Таня Диттрич. «Именно римлянами была выстроена в Англии первая канализация 2 тысячи лет назад, потому что они стремились освободиться от неприятного запаха, считавшегося, с точки зрения медицины того времени, опасным для здоровья. Именно дурной воздух они считали причиной всех бед, а не сами нечистоты. Для подобного заключения у лондонцев викторианского периода было еще больше оснований, поскольку 24 тонны лошадиного навоза и полтора миллиона кубических футов человеческих фекалий стекало ежедневно в Темзу через канализационные каналы, до того как была выстроена закрытая канализационная система». И это в то время, когда Шерлок Холмс с доктором Ватсоном гоняли по Лондону профессора Мориарти.
Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались исключительно ароматической пудрой. Пока не был изобретен антисептик, раны прижигались. Иногда это помогало.
«Город не был здоровым местом ни для бедных, ни для богатых, поскольку опасность таилась в самих домах, то есть там, откуда ее совсем не ждали», - так описывает повседневную жизнь викторианской Англии Таня Диттрич. В 1862 году, когда в России отменили крепостное право, в «Таймс» Чарлз Дарвин опубликовал рекомендации для леди любого возраста. В них ученый советовал капнуть «каплю аммиака или нашатырного спирта на обои или платье, чтобы определить наличие в них мышьяка». Настоящим бичом были клопы. Эти вездесущие животные наводняли солдатские казармы и постоялые дворы, хижины бедняков и дворцы аристократов.
На православной Руси издревле почитали баньку. Это единственное строение, которое не освящают, так что остается некий «уголок», посвященный языческим богам. Недаром девушки приходят сюда гадать, сняв кресты и золотые украшения, но оставляют браслеты из дерева или веревочек. Однако мылись и моются православные в бане, потому что не истребили в себе до конца язычества. В отличие от погрязшей в вони и нечистотах Европы, поспешившей сначала отринуть свои языческие корни, как Европа нынешняя, которая отрекается от истоков христианских. Во имя доведенной до абсурда косной Догмы (религиозной или политкорректной) легко сесть в лужу.