Историкам интересно, как исчезли загадочные майя, что они после себя оставили, для корыстолюбцев нет ничего загадочнее и интереснее, как отыскать «золотые города» этой древней цивилизации. И хотя они так и не были найдены, пыл алчущих найти сокровища не остывает и по сей день. Зато археологов порадовали открытия руин десятков больших и малых городов доколумбовой эпохи в глухих уголках Центральной и Южной Америки: город-крепость Мачу-Пикчу в горах Перу, огромное городище Цибилчалтун в нескольких километрах от Мериды - столицы мексиканского штата Юкатан.
В 9-10 веках н. э. из-за нашествий центральномексиканских племен и неискоренимого внутреннего кризиса города так называемого "Древнего царства"' майя приходят в упадок и вымирают. В областях, где в 1-м тысячелетии н. э. процветали такие центры, как Паленке, Иашчилан, Тикаль, Копан. И тем не менее жизнь не угасла здесь совсем. К моменту появления европейцев на территории Южной Мексики и Северной Гватемалы существовали два крупных государства индейцев майя: Акалан со столицей Ицамканак и Петен-Ица со столицей Тайасаль.
Истории об Эльдорадо будоражили воображение европейских авантюристов. Вот, например, описание города, затерявшегося где-то в джунглях Амазонки. "Ма-Ноа, - рассказывал, ссылаясь на скупые сведения, полученные им от аборигенов, некий Франсиско Лопес, - расположен на острове посреди большого соленого озера. Его стены и крыши сделаны из золота и отражаются в водах озера, которое и само кажется поэтому золотым. Все блюда и тарелки во дворце... изготовлены из чистого золота и серебра. И даже самые незначительные предметы - либо серебряные, либо медные... В центре острова стоит храм, посвященный Солнцу. А вокруг него помещены золотые статуи гигантских размеров. Есть там и целые деревья, сделанные из золота и серебра, а статуя царя сплошь покрыта золотой пудрой".
Весной 1525 года проводник-индеец привел отряд Эрнандо Кортеса к берегу огромного пресноводного озера Петен-Ица. Посредине его, на острове, отбрасывая солнечный свет, возвышались белоснежные стены и крыши многочисленных капищ. Тайясаль был столицей майя-ицев, переселившихся сюда с Юкатана в 12-13 веках. "Поселившись в этих местах, - пишет испанский летописец Хуан де Вильягутьерре Сото Майор, - ицы укрепились на островах и лагунах, среди других племен, варварских и диких, хотя ни одно из них не было столь сильным и могущественным, как они". Со временем ицам посчастливилось создать большое и могущественное государство, наводившее ужас на соседей.
К концу 9 века на большей части территории низменных лесных районов майя (Северная Гватемала, Белиз, Южная Мексика) городская жизнь замирает, либо вовсе прекращается. За сто лет замирает монументальное архитектурное строительства, не возводились стелы с календарными датами по эре майя. Эрик Томпсон пишет: "В некоторых случаях, эти работы были прекращены столь внезапно, что платформы, созданные для того, чтобы служить фундаментом для каких-то зданий, остались пустыми, а в городе Вашактуне стены самого позднего храма оказались недостроенными".
По словам замечательного русского исследователя Валерия Ивановича Гуляева не исключено, что майя «в силу каких-то неизвестных нам причин просто покинули свои города и ушли в окрестные селения земледельцев. В период всеобщего хаоса, когда старые правители и боги потеряли уже всякую силу, такое решение было бы вполне оправданным и логичным. Однако тщательные археологические исследования, проведенные в деревнях, некогда окружавших Тикаль, показали, что положение здесь было аналогичным положению в городах - полное запустение. И если в бывшей столице какое-то небольшое население ютилось еще среди каменных громад обветшалых дворцов, то в деревнях уже не жил никто».
«Уцелевшие еще жалкие остатки некогда могущественного народа не смогли долго продержаться среди обломков прежнего величия. И через 100-150 лет после возведения последней датированной стелы в городе (869 г. н. э.) они также покинули Тикаль, оставив его во власти джунглей. Примерно такая же картина наблюдалась в IX веке н. э. и в других городах майя - Вашактуне, Паленке, Пьедрас Неграс, Сан-Хосе и др.»
По одной из гипотез все города майя были разрушены сильным землетрясением. Многие позднеклассические архитектурные постройки представляют собой сплошную груду развалин, а в горных районах Чьяпаса и Гватемалы отмечают необычайно активную вулканическую деятельность. Правда район, где находились крупнейшие города майя, расположен вне пояса активной вулканической деятельности. Каменные сооружения пали от разрушительного воздействия буйной тропической растительности и ливней. Версия о эпидемиях малярии и желтой лихорадки не годится, поскольку эти болезни не были известны в Новом Свете до прихода европейцев.
Три волны иноземного нашествия уничтожили цивилизацию майя, но не везде. Начиная с 10-го века н. э., архитектура древнего города майя Чичен-Ица, существовавшего еще в 7-8 веках, внезапно получает ряд признаков тольтекского происхождения. Новые хозяева города придали центру Чичен-Ицы абсолютное сходство с центром столицы тольтеков - Толлана (Тулы). Если общие идеи этого архитектурного бума принадлежали тольтекам, но зодчими и строителями были майя. Здания "Храма Воинов", "Группы Тысячи Колонн", "Храма "Кукулькана" (Эль-Кастильо), "Цом-пантли" (Стена Черепов), "Храма Чак Моола" и площадки для игры в мяч - тольтекские по замыслу и майяские по технике строительства.