Что есть эталон женской красоты? Она меняется от народа к народу, и от времени ко времени. Влюбляйтесь в душу, красота дана нам лишь на время и не всем подходит. От Пиренеев до озера Байкал археологи находят вырезанные из костей, бивней и мягких пород камня статуэтки, получившие условное название - «Венеры палеолита». Наиболее ранние из артефактов произведены примерно 35 тысяч лет назад. По мнению ученых, явно излишний вес этих обнаженных женщин мог символизировать стремление к изобилию, плодородию и безопасности. Однако такая точка зрения разделяется далеко не всеми историками и является спорной.
Красотка Древнего Египта была высокой, стройной брюнеткой с широкими плечами, плоской грудью, длинными ногами и узкими бедрами. Черты лица тонкие с полными губами и большими миндалевидными глазами. Самым красивым цветом глаз считался зеленый. Для древних египтян зеленый и синий - благодетельные цвета, отгоняющие силы зла. Зеленый - цвет Осириса, бога загробного мира, но также бога земли и растительности. Иероглиф, обозначающий зеленый цвет, обычно имеет форму стебля папируса, символика которого всегда наделена положительным смыслом.
Древнегреческий скульптор и теоретик искусства Поликлет Старший изложил следующий канон красоты: голова - 1/7 роста, кисть руки - 1/10, ступня - 1/6, центр тела должен находиться на уровень пупка. Учитывалось соотношение объема талии к объему бёдер. Например, талия 60 см, делится на объем бедер 90 см, и получается 0,66. Обладательница «золотого сечения» имела показатель 0,7. Согласно исследованию Мишеля Пастуро «Зеленый. История цвета»: «Цветовая лексика древнегреческого относительно бедна и страдает неточностью. Только два слова в этом ряду кажутся устойчивыми и обозначают определенные цвета: leukos (белый) и melanos (черный). Третье слово, erythros, относится к целой гамме красных тонов - точнее его определить невозможно».
В Средневековье земная красота считалась греховной, а наслаждение ею - недозволенным. «Зеленые глаза приобрели дурную репутацию не в позднем Средневековье, - пишет М. Пастуро. - Древнеримский поэт Марциал считает, что зеленые глаза - признак извращенности и склонности к распутству). Если трактаты по физиогномике с XIII века постепенно начинают пересматривать отношение к голубым глазам (которые у римлян считались недостатком), то к зеленым они безжалостны: это признак злого нрава, хитрого и лживого ума, праздной и развратной жизни. Такие глаза бывают у предателей, у вероломных рыцарей, у Иуды, у женщин, которые торгуют своим телом или наводят порчу. Дьявола иногда изображают с зелеными глазами. Если верить поговорке XVI века: «Сероглазых - в Рай, черноглазых - в Чистилище, зеленоглазых - в Ад».
Ренессанс, что означает возрождение канонов античной красоты, вновь пробуждает интерес к человеческому телу. Обнаженные фигуры все чаще появляются на картинах светского содержания. «Закрепившись в середине XIV века, палитра смертных грехов останется почти без изменений и в Новое время; об этом свидетельствуют руководства по иконологии и многочисленные трактаты о цветах, изданные в Италии: Гордыня и Прелюбодеяние всегда красные; Гнев - черный; Леность - синяя или белая; Зависть и Ревность - желтые; Скупость - зеленая. Иногда Зависть и Ревность могут быть также и зелеными, но это идет скорее от лексики («позеленеть от зависти»), чем от символики цветов», - пишет М. Пастуро. За зелеными глазами закрепляется слава колдовских.
Идеалом зрелой красавицы в эпоху между двумя мировыми войнами стали девушки атлетического сложения. После декаданса восторжествовала женственность. «История зеленого цвета в современную эпоху - это история взлетов и падений. То он входил в моду, то уходил в тень. Элегантные дамы не желали его носить, утверждая, что он не дает им показаться во всем блеске, а обычные люди боялись его, поскольку все еще верили, что он приносит несчастье. Синий, красный, черный и даже белый с желтым вытеснили зеленый со всех сколько-нибудь значимых позиций».
Женский эталон после Второй мировой войны - полногрудая красавица с аппетитными формами. Что касается цвета глаз: «Вплоть до 1950-х годов в оформлении интерьеров и в быту зеленый встречается редко. Только в помещениях, предназначенных для отдыха, стены иногда бывают выкрашены зеленой краской или оклеены зелеными обоями, но, как правило, это не настоящий зеленый цвет: он бледно-зеленый, приглушенный или с сероватым оттенком; темные, насыщенные зеленые тона обоев и драпировок, характерные для буржуазных домов XIX века, теперь можно увидеть разве что у провинциальных чиновников». (М. Пастуро).
В 1960-х годах, после наступления эры «бэби-бума» не только в Европе и США, но и в СССР, вновь возродился старинный идеал красоты: от древнеегипетской до эпохи чарльстона - хрупкой «тростиночки» - Твигги. «С 1970-х годов, как в Европе, так и на других континентах, зеленый избрали своей эмблемой многие общественные движения, в основе программы которых - защита окружающей среды и пропаганда экологически ответственного поведения, ревизия ценностей общества потребления, отказ от невозобновляемых или загрязняющих окружающую среду энергоресурсов, охрана здоровья и благосостояния граждан, а заодно - мир во всем мире, демократия и социальная справедливость».
Всё возвращается на свои места. Отныне модными становятся женщины с пышными телесами, а не анемичные модельки-вешалки, которые не способны воспроизвести потомство. Цитируем Мишеля Пастуро: «Несколькими десятилетиями раньше пленником чересчур выразительной политической символики стал другой цвет - красный. Если ты говорил, что любишь красный цвет, тебя тут же записывали в «коммунисты». А сегодня жертвой таких поспешных и упрощенческих аналогий стал зеленый».