Реформы - необходимая часть политической и экономической жизни любой страны. Такая важная часть общественной жизни, как религия, также не является исключением. Одним из первых религиозных реформаторов в письменной истории человечества был фараон из XVIII династии древнего Египта Эхнатон, правивший приблизительно в 1353 (или 1351) - 1336 (1334) годах до н. э.
Эхнатон (Их-не-Айти, «Полезный для Атона») первоначально получил имя Ахнатон IV. За первые 12 лет его правления в Египте произошел грандиозный масштабный переворот. Столицею стал новый город Ахет-Атон (Ах-Йати, «Горизонт Атона», ныне городище Тель эль-Амарна), выросший всего за несколько лет, в безвестном пустынном захолустье. Вместо сонма тысячелетних божеств Египта фараон и его приближенные почитали одно солнце (под неслыханным именем Атона и в невиданном образе - круг с солнечной или царской змеёй спереди и множеством устремленных вниз лучей с кистями человеческих рук на концах). Изобразительное искусство изменило многовековым установкам. Книжный среднеегипетский язык обогатился разговорным новоегипетским.
Потомки постарались уничтожить память о фараоне-реформаторе, поэтому египтологи располагают скудными сведениями о последних годах правления Эхнатона. Неизвестны обстоятельства его смерти. Вскоре последовал период быстрой смены правителей, завершившейся появлением новой династии фараонов. Скорее всего результатом солнцепоклоннического переворот Эхнатона стал политический кризис.
Уроженец небольшого местечка в итальянской Тоскане получил при рождении имя Ildebrando di Soana. У нас принято писать Гильдебранд. Он родился в незнатной и не богатой семье. Совсем юным попал в римский клюнийский монастырь cвятой Марии на Авентине, где познакомился с идеями клюнийского движения. Эти реформаторы осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, добивались освобождения монастырей от власти сеньоров и епископов. В 1073 г. Гильдебранд, по требованию толпы, был провозглашен папой. Он взял себе имя Григорий VII.
В «Православной энциклопедии» написано: «В период понтификата Григорий VII пытался осуществить программу утверждения универсальной, вселенской власти папы. Политической целью стало претворение в жизнь теократического идеала, осуществление идеи Града Божия - создания такой христианской вселенской империи, где правление князьями и народами возложено на папу, государство сотрудничает с Церковью, а папа и император действуют вместе при главенстве папы. Он заложил основы автократической политики папства, последовательно проводимой позднее папами Иннокентием III и Бонифацием VIII. Григорий VII считал себя главой христианского универсума. В концепции «григорианского папства» место имперской идеи империи Карла Великого заняла вселенская (церковная и светская) верховная власть папы». Одной из главных целей его реформы стала борьба с симонией и повсеместное утверждение целибата духовенства, а также борьба против светской инвеституры.
Реформа была подготовлена рядом преобразований, проводившихся и внутри католической церкви (клюнийская реформа, движение за «Божий мир»), и светскими властями. Григорианской реформу назвали так потому, что в полной мере её удалось осуществить в его понтификат, продолжавшийся с 22 апреля 1073 г. по 25 мая 1085 г. В 1084 г. папа укрылся в римском замке Святого ангела от своего многолетнего врага германского короля, императора Священной Римской империи Генриха IV. В конце мая 1084 г. норманны разбили имперские войска и освободили папу, но в ходе городских боев они разграбили Рим. Гнев римлян обратился против призвавшего норманнов Григория и он бежал из города. Папа скончался в Салерно и был погребен в кафедральном соборе св. Матфея. В 1606 г. папа Павел V провозгласил его святым Римско-католической Церкви.
Святой равноапостольный князь Владимир Великий - личность в русской истории исключительная. Мало кто оказал такое судьбоносное влияние на нашу Отчизну. Равноапостольным он назван, потому что его деяние приравнивает его к святым апостолам, просвещавшим верой Христовой различные земли. Еще его называют Владимиром Крестителем за исторический выбор - принятие православия. В былинах его величали Красным Солнышком за свет добра и тепло милосердия, явленные им по принятии Крещения. На месте, где ранее стояли языческие идолы и капища, воссиял Свет Христов и восторжествовала Церковь.
На все религиозные реформы, упомянутые нами, у разных исследователей нет единого взгляда. Церковная реформа, предпринятая в середине XVII века и имевшая далеко идущие последствия как для Церкви, так и для всего Российского государства, не составляет исключения. На «церковные новшества патриарха Никона» есть две общераспространенные оценки, разделившие Русскую Православную Церковь на старообрядческую и новообрядческую или, как говорили до революции, греко-российскую, Церкви. При этом есть убедительные доказательства, что не Никон начинал реформу, а царь Алексей Михайлович и его духовник протопоп Стефан. Они же создали и самого реформатора-грекофила Никона.