Доступность беспилотных летательных аппаратов создает новые проблемы для международной безопасности и делает мировую политику все более непредсказуемой. Более 90 стран и множество неправительственных организаций сегодня имеют доступ к беспилотникам, которые они используют для изменения динамики внешних конфликтов и нарушения государственных границ.
Первый международный инцидент с использованием этой техники произошел в сентябре 2013 года, когда Китай отправил беспилотник в спорное воздушное пространство над архипелагом Сенкаку в Восточно-Китайском море. В ответ Япония подняла на перехват пилотируемый истребитель F-15. Китайский разведывательный аппарат развернулся и ушел, но после этого Япония огласила свою позицию: любой чужой беспилотник будет сбит. Китай в свою очередь ответил, что гибель его беспилотных аппаратов будет расцениваться как акт войны.
С тех пор дроны стали также использоваться многочисленными террористическими организациями. В качестве провокации и для разведки ХАМАС и "Хезболла" неоднократно посылали свои аппараты в воздушное пространство Израиля; все они впоследствии были сбиты. Пакистан регулярно заявляет о нарушениях воздушного пространства индийскими беспилотниками, хотя Индия уже второй год отвергает эти обвинения.
До начала масштабного использования этих аппаратов генералам приходилось думать о последствиях. В 2001 году американский разведывательный самолет совершил аварийную посадку в Китае; тогда Белый дом долго ломал голову над тем, как сохранить лицо и при этом освободить экипаж. Когда Турция сбила самолет ВКС России и не принесла должных извинений, российско-турецкие отношения кардинально изменились. Страна не только потеряла российский рынок и туристов, но и лишилась поддержки одного из главных игроков в ближневосточном регионе, чем навлекла на себя серьезные экономические и политические проблемы. А что бы было, если бы это был не самолет, а дрон? Конечно, неприятно, но многолетние связи не были бы разорваны так решительно, а также была бы возможность избежать столь жестких санкций.
В том, как государства относятся к потере своих беспилотников или к уничтожению чужих, начинает проявляться закономерность. В подобных ситуациях на кону не стоят человеческие жизни, а машины, которые не имеют в международных кризисах серьезного веса. Возникает вопрос: понижает ли использование беспилотников вероятность эскалации конфликта - или же, напротив, подогревает напряженность?
Однако не все так просто: военные, почувствовавшие безнаказанность, ежегодно поднимают в воздух все больше дронов, часто нарушая государственные границы и границы бесполетных зон. Очевидно, что в один день какой-нибудь офицер может расценить это не как обыденное событие, а как акт войны. А в свете распространения ударных беспилотников становится совершенно непонятно, где же здесь гуманизм. Конечно, политики могут сколько угодно рассказывать о том, что дроны предназначены исключительно для уничтожения террористов, но все прекрасно понимают, что с подконтрольными СМИ террористом можно объявить любого, как это и делают саудовцы, уничтожая мирное население Йемена.
Грань дозволенного плавно стирается, и вряд ли войны будущего будут представлять собой сцены из компьютерных игр, в которых сражается и погибает исключительно роботизированная техника. Безнаказанность и утрата морали - вот что действительно страшно. Постепенно заменяя человека машиной, мы несемся в пропасть бесконечных войн и полного отсутствия безопасности.