Сегодня, 15 июня 2017 года нас покинул великий актер Алексей Владимирович Баталов. "Правда.Ру" предлагает вспомнить, каким он был человеком, чтобы в нашей памяти он остался тем самым героем любимых фильмов детства и юношества.
Однажды, Алексей Владимирович был приглашен на закрытый показ фильма "Зеркало" режиссера Тарковского. Тем не менее, мастеру так и не удалось насладиться кинолентой. Дело в том, что спутница Баталова очень любила делиться своими впечатлениями прямо во время просмотра. Когда фильм кончился, она предложила актеру вместе посмотреть "Андрея Рублева" через несколько дней. Алексей Владимирович конечно согласился, добавив: "Это очень интересно, я еще не слышал тебя на "Рублеве".
Алексей Владимирович любил вспоминать, как нелегко ему давались первые шаги в профессии. Дебютом для него стала эпизодическая роль в картине Льва Арнштама «Зоя». Шестнадцатилетний Баталов прекрасно выучил свою короткую реплику. Однако, по словам мэтра, как только прозвучала команда "Мотор!", он ко всеобщему удивлению, не смог проронить ни слова. Справиться с волнением тогда ему помогла мама - актриса Нина Ольшевская, строго отчитавшая будущего великого актера.
Настоящая неугасающая народная любовь пришла к Баталову после фильма "Москва слезам не верит". Однако немногие знают, что во многом благодаря ему зрители увидели Александру в исполнении Натальи Вавиловой. Наталье Дмитриевне готовили совершенно другую судьбу - карьеру дипломата. Однако, именно после визита знаменитого актера в дом Вавиловых, строгие родители девушки наконец разрешили ей участвовать в съемках.
В 1960 году на экраны вышел фильм "Дама с собачкой" по одноименной повести А.П. Чехова. Алексей Баталов исполнил в ней главную роль. Однако почти никому не известно, с какими трудностями ему пришлось столкнуться на съемках. Дело в том, что консультант режиссера, старая дворянка, наотрез отказывалась видеть Алексея Владимировича в роли Гурова. "Он же косолапит, - говорила она, - настоящие интеллигенты так никогда не ходили". Все изменилось после визита съемочной группы в Ялту. Во время прогулки по набережной с Баталовым, одетым в съемочный костюм, заговорил старик лодочник. "Да у вас шляпа, как до революции носили! Кажется точно такая же была и у Чехова, и между прочим, молодой человек, вы и сами на него чрезвычайно похожи: он тоже чуть косолапил".
Кроме актерского мастерства, у Баталова был и талант к режиссуре. Самой успешной его постановкой считается экранизация повести Ю. Олеши "Три толстяка". Алексей Владимирович сам же и исполнил в ней главную роль. В одной сцене его герою Тибулу предстояло пройти по канату, натянутому над площадью. Баталов наотрез отказался от услуг каскадера и исполнил этот трюк самостоятельно.
Наверное, никто не догадывается, что "Дядя Степа" с обложки всеми любимой детской книги Сергея Михалкова - это на самом деле Алексей Баталов. Дело в том, что иллюстрацию для публикации готовил художник Константин Ротов - отец первой жены актера. Константин Павлович не стал долго думать над образом и попросту срисовал героя с высокорослого зятя.
С 1975 года Алексей Владимирович преподавал во ВГИКе, а в 1989 стал заведующим кафедрой актерского мастерства. С этого момента он либо снимался редко, либо не снимался вовсе - не желал участвовать в бездарных проектах, создаваемых ради наживы. Таким мы его и запомним - великим актером с открытой душой и чрезвычайно преданным любимому делу.