Расцвет алхимии пришелся на европейское Средневековье, но зародилась эта наука в Древнем Египте, где ее знаниями обладали жрецы и посвященные, проводившие сокрытые от глаз профанов оккультные опыты. По одной из версий, корень слова «алхимия» - khem - означает Черная страна, так называли Древний Египет. Средневековые алхимики ставили перед собой практические цели. В частности, как приготовить лекарство или эликсир. Не говоря уже о получении золота из неблагородных металлов.
Парацельс нескромно называл себя "Христом медицины" и, по мнению некоторых комментаторов его трудов, изобрел гомеопатию. Этот философ-скиталец излечивал болезни, перед которыми пасовали светила медицины. По выражению Герцена, он был "первым профессором химии от сотворения мира". Талантливый врач и алхимик, ведший жизнь бродячего философа, был великим мистиком.
Читайте: Мистики в реалиях: Парацельс
Английский алхимик, философ и один из создателей эмпирического метода монах-францисканец Роджер Бэкон был провозвестником опытной науки Нового времени. Он полагал ее целью увеличение власти человека над природой. Марксисты причислили его к непоследовательным материалистам, поскольку этот ученый-мистик искренне верил, что в Библии содержится вся полнота знаний. Его неверно считали изобретателем пороха, он высказывал мысль о возможности создания телефона, летающих машин, самодвижущихся повозок и подводных лодок.
Арнольда из Виллановы считают первым медиком-гуманистом. Хотя кем только не был этот автор уникального "Салернского кодекса здоровья"! Фармацевт, описавший яды и противоядия, лечебные свойства различных растений и способов их употребления, рыцарь-тамплиер и алхимик, мистик и оккультист, профессор и ректор Университета Монпелье, ученый и медик. А еще Арнольд - изобретатель лакмусовой бумаги для определения щелочи либо кислоты, известной любому школьнику. Он также описал перегонку спирта, назвав его "водой жизни" - aqua vitae.
Часть историков сомневаются, жил ли на свете Василий Валентин. Может быть, этот алхимик - собирательный образ его многих средневековых собратьев. Считается, что именно он установил тождественность Христа и философского камня. В соответствии с преданием, манускрипты монаха-бенедектинца из монастыря Святого Петра в Эрфурте были случайно обнаружены в церкви этого немецкого города: молния ударила в пустотелую колонну, и из нее выпали несколько рукописных свитков.
Самый знаменитый алхимик Средневековья Никола Фламель, имя которого слышали даже те, кто никогда не интересовался историей алхимии, родился в Понтуазе в 1330 году. Его родители были небогатыми горожанами, но сумели дать сыну (что в те времена было большой редкостью) хорошее образование. В Париже Никола изучал ремесло писаря, кроме того, умея рисовать, иллюстрировал свои манускрипты. Однажды у него было видение. В сиянии лучей ему явился ангел, державший книгу: "Фламель, взгляни на эту книгу, ты в ней ничего не поймешь - ни ты, ни кто-либо другой, но однажды ты увидишь в ней то, чего никто не смог там увидеть".
Арабский алхимик, врач, фармацевт, математик и астроном Абу Абдаллах Джабир ибн Хайян аль-Азди ас-Суфи из города Тус. Известен в средневековой Европе под латинизированным именем Гебер (Geber). Джабир ибн Хайян составил комментарии к «Началам» Евклида и к «Альмагесту» Птолемея. Его перу принадлежит «Книга о построении астролябии». Будучи известным врачом, он написал «Книгу ядов и противоядий» и «Книгу милосердия». В алхимических трактатах следует идеям Аристотеля о четырех элементах-стихиях: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов.
В заключение нужно сказать пару слов о герметизме, название которого происходит от имени эллинистического божества Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего) - хранителя высшего знания и открывателя тайн мироздания. В его образе слились представления о древнегреческом боге Гермесе, покровителе Слова и Науки, и египетского Тота - бога писцов и магов, жрецов и посвященных. Герметизм - учение о спасении через обладание гнозисом (знанием посвященных) было характерно как для средневековых алхимиков, так и для гуманистов Просвещения.