Выражение «Гений чистой красоты» Пушкин позаимствовал у Василия Жуковского, который так выразился о «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Александр Сергеевич использовал эту метафору в стихотворении, посвятив его Анне Керн. Впрочем сам художник, по слухам, в качестве модели использовал свою любовницу Маргериту Лути. В победном мае 1945 года наряду с другими произведениями искусства «Мадонна» Рафаэля была обнаружена группой советских военнослужащих под командованием младшего лейтенанта Леонида Рабиновича. Хранившаяся в запасниках московского Пушкинского музея, она была возвращена вместе со всем дрезденским собранием ГДР в 1955 году.
«Оплакивание Христа» - первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал, подслушав разговор зевак, которые спорили о ее авторстве. Pietà по-итальянски буквально «жалость». Так принято называть сцену оплакивания Христа Девой Марией с изображением Богоматери с телом Христа, распростертым у нее на коленях. В 1972 году на статую со скальным молотком в руках и криками о том, что он Христос, напал сумасшедший иностранец. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.
Фото: Вадим Савицкий
«Мадонна Литта» называют картину из собрания Государственного Эрмитажа, которую приписывают кисти Леонардо да Винчи. Название картины, созданной в 1490-1491 годах, происходит от миланского аристократического семейства Литта, в собрании которого она находилась несколько веков. В 1865 году наряду с другими картинами «Мадонна с младенцем» (на тот момент официальное название) была приобретена Эрмитажем за 100 тысяч франков у герцога Антонио Литта (1819-1866), владельца фамильной картинной галереи в Милане, родственника Потемкина и Скавронских.
Представляем католическую иконографию Девы Марии. Православная иконография Богоматери отличается от нее. И не только внешне, но и по своему содержанию. Богородица представлена в самых разных ситуациях: с младенцем Христом на руках, оплакивающая снятого с креста сына, возносящаяся к небесам. Это далеко не полный перечень всех связанных с нею сюжетов. Интересна и земная история этих произведений искусства.
Черная Мадонна Бенратская (Schwarze Madonna von Benrath) - чудотворный скульптурный образ Богородицы, выполненный из дерева и установленный в паломнической церкви Святой Цецилии в одном из районов Дюссельдорфа - Бенрате. Супружеская чета из Дюссельдорфа герцог Филипп Вильгельм и герцогиня Елизавета Амалия Магдалина (Гессен-Дармштадтская) были искренне верующими людьми и услышали, что в Бенратском лесу видели Божию Матерь. После того как им самим явилась Богородица, они заказали ее чудотворный образ. На них неизгладимое впечатление произвела швейцарская Черная Матерь Божия из монастыря Айнзидельн, послужившая образцом для Бенратской.
Свое произведение «Вознесение Богоматери», или «Ассунта» (от итальянского assunta - «вознесшаяся»), Тициан Вечеллио писал на протяжении трех лет, после чего был признан первым художником Венецианской республики. Огромный алтарь (высотой около семи и шириной около трех с половиной метров) заказал настоятель церкви Фрари в год победы Венецианской республики святого Марка над воинством императора Максимилиана. Тициановский шедевр с момента своего создания (1516-1518 годы) находится в венецианской церкви Санта Мария деи Фрари.