В православии, как и в католическом богословии, выделяют восемь главных греховных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. В православной традиции обжорство вместе с пристрастием к утонченным вкусовым ощущениям является первой и коренной из восьми греховных страстей и носит название чревоугодия. Преподобный Авва Дорофей в «Душеполезных поучениях» разделял грех чревоугодия на две составляющие:
Гастримаргия, или чревобесие, - стремление человека просто наполнить свое чрево, не особенно уделяя внимание вкусу пищи.
Лемаргия, или гортанобесие, - стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от вкуса.
В православии считается, что каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода, и всякий глоток влаги, выпитый после утоления жажды, просто для удовольствия, есть чревоугодие.
В славянском переводе Библии словом "блуд" обозначено не только половое распутство и разврат, но и уклонение от прямого, праведного пути, от Божьего промысла. Прелюбодеяние, согласно Библии, следует отличать от более широкого понятия блуда, который не предполагает супружеского статуса его участников. Новый Завет, восприняв запрет в Десяти заповедях, осуждает супружескую измену (1 Кор. 6:9-18; Еф. 5:3-5). Иисус Христос (Мф. 5:28) говорил: "Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем". Кроме того, "всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует" (Лук. 16:18; Марка. 10:11-12). В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Христос простил женщину, обвиняемую в супружеской измене (Ин. 8:1-11). Супружеская измена упоминается в Новом Завете как единственное исключение при запрете на развод супругов (Мф. 5:32).
Гордыня - это самонадеянность человека, вера в то, что он все может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. В гордыне человек не благодарит Бога за все то, что имеет (слух, зрение, жизнь) и получает (пропитание, кров, детей).
Алчность, в дословном переводе с греческого сребролюбие, в православной этике приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников. С ней связана жадность (любостяжание, или скопидомство), что осуждается у всех народов. Согласно Иоанну Лествичнику, против корыстолюбия враждует грех уныния и добродетель нестяжания.
Гнев присущ человеческой душе, поскольку вложен в нее Богом для отвержения всего греховного. Этот дар был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства - все это дела неправедного гнева.
«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая "ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие" (Святитель Илья Минятий).
По словам Иоанна Лествичника, «уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» (Лествица 13:2).
«Другие страсти, хотя заключают в себе большой вред, но, по крайней мере, приносят и некоторое удовольствие, хотя и временное и короткое. Так, корыстолюбец, винолюбец, женолюбец имеют некоторое удовольствие, хотя и непродолжительное; но обладаемые страстью тщеславия всегда живут жизнью горькой, лишенной всякого удовольствия. Они не достигают того, что так любят; разумею - славы народной; а хотя по видимому и пользуются ею, на самом же деле не наслаждаются, потому что это вовсе и не слава. Потому и сама страсть эта называется не славою, а тщеславием. И справедливо все древние называли это тщеславием. Она тщетна и не имеет в себе ничего блистательного и славного». (Иоанн Златоуст. «Беседы на Евангелие от Иоанна»)