В конце XIX века наконец опубликовали теоретические записи Леонардо. Это сразу привлекло внимание, потому что оказалось, что диковинные аппараты, которые он конструировал, действительно реально создать. Более того, в ХХ веке почти все они были созданы.
"Самодвижущаяся повозка" — прообраз автомобилей. Она, предположительно, приводилась в движение с помощью пружинного механизма. Но, в отличие от современных машин, задние колеса вращались отдельно друг от друга. Кстати, в 2004 году реконструкторы воссоздали повозку по чертежам и даже смогли на ней поехать.
Танк был одной из военных разработок, которые Леонардо представил миланскому герцогу Сфорца. Бронированный корпус, внутри которого устанавливались орудия, должны были приводить в движение лошади. Идея так и не была реализована, и слава Богу.
Идею вертолета да Винчи, вероятно, позаимствовал у китайцев. В XV веке торговцы из Поднебесной завезли в Европу игрушки, напоминавшие крошечные вертолеты, и художник вполне мог увидеть одну из них.
Среди чертежей гения есть лодка, которая является прообразом субмарины. Она могла плыть как под парусом, так и скрытно, под водой. Последнее предполагалось, если надо было доставить мину к вражескому кораблю. Правда мин во времена да Винчи тоже не было, но он и их придумал по такому случаю.
Множество мушкетов располагались на движущейся платформе или повозке и давали одновременный залп, как многоствольное орудие. Эту конструкцию также называют пулеметом. Вот только заряжать ее в бою очень несподручно.
Катапульта, придуманная Леонардо, отличается от традиционной тем, что имела гибкое "плечо", сгибающееся назад при помощи ручной лебедки. Именно оно било по ковшу, выбрасывавшему камень, что значительно увеличивало дальность полета.
"Вращающийся мост" можно было использовать для быстрой переброски войск, а потом с помощью канатов развернуть к другому берегу. Таким методом можно быстро, дешево и незаметно форсировать реки и высаживать десант там, где этого никто не ожидает из-за естественного препятствия.
Дельтаплан да Винчи был построен в 2002 году, и Джуди Лиден, чемпионка мира по дельтапланеризму, продержалась на нем в небе 17 секунд. Мелочь, а приятно!
Хотя в основе тех или иных конструкций действительно лежат чужие идеи, Леонардо так легко их перенимал и так смело развивал, что вывод здесь только один: наука — коллективный труд. Сводить его лишь к отдельным гениям было невозможно даже во времена да Винчи.