Индийская свадьба - это целый мир. В такой многонациональной стране не может быть какого-то одного устоявшегося ритуала. Индийская свадьба состоит из пенджабской, кашмирской, бенгальской и свадьбой у сикхов, а также множества других церемоний и обрядов.
Согласно индуизму, свадебный обряд связывает мужа и жену на семь следующих жизней, являясь одним из 16 санскар - важнейших таинств жертвоприношений в жизни индуса. Вопреки широко распространенному заблуждению, индус - это не любой житель Индии, а человек, исповедующий индуизм. Ведь в Индии распространены и другие конфессии: буддизм, джайнизм, ислам, христианство и другие.
В жены берут только девственниц. По представлениям, изложенным в древних священных писаниях индуизма Ведах, женщина - это поле (кшетра), мужчина - хозяин поля (кшетрин). Первый засеявший (вложивший семя) поле становится его хозяином и владельцем всего, что взойдет (родится) на этом поле. Плоды, или дети, рожденные полем не от твоего семени, тебе не принадлежат, а ты приравниваешься к вору, использовавшему (засеявшему) чужое поле.
Разводы и второе замужество среди индусок встречается лишь в низшей касте шудр или среди аччхутов (аччхуты, ашпруши, хариджаны или далиты - «неприкасаемые», не входящие в систему четырех варн, представители низших каст). Парапурва, или Пурва, - так в соответствии с древними предписаниями следует именовать женщину, вновь вышедшую замуж либо сожительствующую с кем-либо. Наше слово "курва" происходит от санскритского "пурва".
Жители расположенного в центральной части Индии и граничащего с Аравийским морем штата Махараштры отмечают свадьбы без пышных празднований. Молодые люди в Махараштре доверяют выбор пары своим родителям. Родители жениха дарят ей сари и зеленые браслеты чуда - символ помолвки. Невеста дарит родителям жениха мешочек с сахаром (сакхар пуда), показывая тем самым, что ее жизнь, а также жизнь свекра и свекрови наполнятся сладостью от предстоящего замужества.
Ритуал Канья Даан подразумевает, что отец невесты кладет ее руку в ладонь жениха, а ее мать льет в их ладони воду, таким образом передавая свою дочь жениху. Родители жениха и невесты поздравляют друг друга. После чего випра (брахман-жрец) дает им мадхупарка - напиток из молока, меда, простокваши, фруктов и гхи.
Мангалсутра Бандхан, когда жених и невеста перед священным огнем клянутся друг другу в любви и верности. Затем жених одевает на шею невесте свадебное ожерелье мангалсутра и окрашивает синдуром (киноварью) пробор ее волос.
Невеста ставит сандаловый тилак (благоприятный знак) на лоб жениху. Свадебная церемония в Махараштре завершается ритуалом Кармасампати. Отец невесты молит Господа о благополучии новобрачных. После свадебной церемонии всех ожидает праздничный пир.
Саптапади - жених и невеста, взявшись за руки, делают семь шагов в северо-восточную сторону, каждый раз начиная движение с правой ноги (правая сторона считается чистой). При этом невеста должна с каждым шагом наступать на разложенные на листьях бетеля семь горсток риса, символизирующих трудности. Этот ритуал означает то, что все горести и радости жизни муж и жена смогут пройти вместе, а жена возьмет на себя защиту супруга от всех невзгод. Иногда во время ритуала Саптапади жених и невеста совершают семиразовый обход священного огня.