Любой мало-мальски образованный человек, не говоря уже о туристе, который побывал в Венеции, знает, что по этому городу можно ходить пешком и плавать на лодке. Теперь вопрос эрудитам: можно ли в этом городе ездить верхом? Да, было можно, когда мостки делали из дерева и без перил, а на площадях густо зеленела растительность. Один из колоколов Сан-Марко называется Trottera. Его раскаты призывали нобилей поторопиться во Дворец Дожей на Большой совет, для чего те пускали своих лошадей рысью. По-итальянски al trotto — отсюда и название колокола «Троттера».
Позади церкви Сан-Заниполо, где в 1355 году дож Марин Фальер собрал отряд из купцов, чтобы произвести государственный переворот, его впоследствии обезглавили. Безголовый призрак Фальера вечно преследует другой дож — Энрико Дандоло. Этот слепой 80-летний старик во время IV Крестового похода возглавил захват православного Константинополя в 1204 году. С горящими углями вместо глаз и с мечом в руке призрак этого дожа ищет другого дожа-предателя.
Относительно молодая венецианская легенда гласит, что до середины позапрошлого века здесь жил один из последних звонарей колокольни Сан-Марко — двухметровый верзила с длинными до колен ручищами. Этакому «Квазимодо» профессор из местных предложил кругленькую сумму с тем, чтобы после смерти его скелет украсил собой анатомический отдел здешней Кунсткамеры. Венецианский «Кличко» не отличался ни умом, ни сообразительностью: взяв деньги, он тотчас же отправился в ближайшую остерию, где за кружкой любимого вина отдал Богу душу. Останки звонаря с колокольчиком в руках находятся в Музее естественной истории до полуночи. Затем он взбирается на колокольню Сан-Марко и дюжину раз бьет в самый большой колокол — Марангону. Потом бродит вдоль каналов, прося у прохожих милостыню, чтобы выкупиться.
Только в США, не говоря уже о других странах, три города называются Rialto. Этот мост прочно связан с похождениями авантюриста Джакомо Казановы. Во время карнавала 1745 года некий дворянин и его приятель заприметили красивую женщину в сопровождении мужа и еще двумя простолюдинами. Именем Совета Десяти Венецианской республики приятели бабника Казановы увлекли мужа красавицы и его друзей на какой-то остров якобы для расследования убийства, а тем временем другие «шутники» соблазнили красотку и по очереди воспользовались ее ласками.
Пройдя несколько метров, спустившись по ступеням «Лошадиного моста» (ponte Cavallo), турист попадает на улицу Головы (calle de la Testa). В небольшом дворике-кампьелетто из стены дома № 6216 виднеется выступающая из стены голова из белого камня. По преданию, сбоку от головы находится дверь, ведущая в жилище венецианского палача, чье семейство жило здесь в достопамятные времена.
В давние времена патриций Томмазо Занди возжелал прекрасную танцовщицу театра Сан-Кассиано по имени Стелла Челлини. Уязвленный отказом девушки нобиль, бывший между прочим судьей «полиции нравов», попытался уличить балерину в плотской связи с магометанином-турком. 29 января 1780 года Стеллу должны были присудить к высылке из Венеции, но пройдя медицинское освидетельствование, подтвердившее ее девственность, девица осталась в городе. Венецианские гондольеры, когда божились, желая доказать свою честность, взывали не к Деве Марии, а к «нашей девице Челлини».
По легендам, самым смертельным оружием наемных убийц — так называемых брави (bravi) — был «венецианский стилет». Вонзив это тонкое, острое как бритва лезвие из муранского стекла в тело жертвы, убийца переламывал клинок у основания, чтобы не дать возможности извлечь орудие смерти. Удушение считалось более быстрым способом, яд — более изысканным.
Легенда XVI века гласит, что на одном из венецианских мостов молодой послушник Тонио, готовящийся принять постриг, повстречал соблазнявшую его красотку. Присутствовавший при это каноник взмахнул перед лицом дамочки крестом и обнаружил перед своим лицом дьяволицу. В старину монахи Сан-Северо и монашки Сан-Захарии встречались на мосту или сразу за ним. Не случайно калле дель Дьяволо ведет прямо на калле деи Претти, то есть «улицу Священников».
Рассказывают исторический анекдот. Наполеон Бонапарт приказал вывезти в Париж в качестве «военных трофеев» массу венецианских произведений искусства. В их числе лев с колонны на пьяцетте (площади) Святого Марка и знаменитая квадрига с базилики. Прогуливаясь по городу, из которого только что по его приказу вывезли сокровища, корсиканско-французский завоеватель отпустил шутку, что все исторические реликвии украли сами итальянцы, следовательно, все венецианцы — воришки. «Не все, Ваше Величество, — ответил Бонапарту сопровождающий из местных, — разве что... добрая часть (дословно — buona parte)!».
В Венеции сокрыто множество тайн. Достаточно прогуляться по ее улочкам и прокатиться по ее каналам. Приезжайте!