По мнению сицилийского инквизитора испанца Луиса Парамо, который в 1598 году опубликовал в Мадриде на латинском языке трактат «О происхождении и развитии святой инквизиции», первым инквизитором был сам Бог, выгнавший из рая Адама и Еву. В более узком смысле под инквизицией понимают деятельность особых трибуналов Католической церкви, преследовавших еретиков в XII-XIII веках. Инквизиция была основана в 1231 году буллой Excommunicamus ("Отлучаем"), которую папа Григорий IX выпустил против еретиков. Отменена последняя испанская инквизиция в 1834 году. В июле 1542 года римский папа Павел III буллой Licet ab initio («Следует изначала») учредил Конгрегацию доктрины веры, в компетенции которой входит наблюдение за чистотой вероучения, проповедуемого в Римско-католической церкви.
В своей увлекательной книге «Инквизиция» выдающийся советский ученый, в прошлом разведчик-нелегал Иосиф Григулевич в середине 1970-х годов писал, что «далеко не все еще известно о деятельности «священного» трибунала. Многие архивы инквизиции все еще недоступны исследователям». Чтобы покончить со смутой в Церкви и расправиться с ересью, папа и император созвали в Констанце XVI вселенский собор, который открылся 5 ноября 1414 года. На нем был осужден проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации Ян Гус (Jan Hus, 1369-1415), еще до созыва собора отлученный от Церкви и преданный анафеме. Себя Гус считал подлинным христианином, а не согласных с ним церковных иерархов винил в отступлении от «истинного» учения Иисуса Христа. По приказу Иоанна XXIII и кардиналов, Гуса заточили в подземелье доминиканского монастыря, рядом с отхожим местом. Арестовав Гуса, папа и кардиналы нарушили охранную грамоту, данную ему императором Сигизмундом.
В отличие от до сих пор не реабилитированного национального героя Чехии, национальная героиня Франции Орлеанская дева (теперь мы ее знаем под именем, которым сама она никогда не пользовалась - Жанна д'Арк (Jeanne d'Arc, 1412-1431)) впоследствии была реабилитирована и причислена Католической церковью к лику святых. По официальной версии, она погибла на костре в Руане по решению инквизиционного трибунала 30 мая 1431 года. Пытки к ней не применялись. Возможно, что она даже не попала и на костер. Вокруг Жанны Девы огромное наслоение мифов и версий.
Итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма Джордано Бруно (Giordano Bruno, 1548-1600) был осужден как еретик и приговорен светским судом Рима к смертной казни через сожжение. В 1889 году на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут памятник в его честь. Христа и апостолов он считал магами, отрицал рождение Христа от Девы, утверждал, что души переселяются из тела в тело, и уверял, что христиане "украли" образ креста у египетских мистиков.
Итальянский механик, астроном, философ, математик, основатель экспериментальной физики Галилео Галилей (Galileo Galilei, 1564-1642) не умер на костре, хотя причислен к лику пострадавших от обскурантов гениев науки. Испанский философ Ортега-и-Гассет давно подметил, что причины процесса над Галилеем коренятся "скорее в мелких интригах отдельных группировок, нежели в каких-либо догматических установлениях Церкви". Что касается решения суда, по которому Галилею запрещалось упоминать публично о теории Коперника даже как о предмете критики, на это решение повлияла, как пишет современный русский исследователь профессор Игорь Дмитриев, "сложная полифония различных факторов и контекстов". Она и "определила, в конечном итоге, причины, характер и особенности процесса над Галилеем".
Авантюрист, известный под разными именами, настоящее имя которого - Алессандро Калиостро (Alessandro Cagliostro, 1743-1795). Трудно ответить на вопрос, был ли он человеком, призванным подготовить Французскую революцию, или он шарлатан, выдававший себя за мага. Более определенно можно сказать: Калиостро был мистиком и масоном, обладавшим незаурядной силой внушения.
Читайте: Великие мистики в реалиях: Калиостро
Тот факт, что в Варфоломеевскую ночь погибло больше людей, чем от рук опричников Ивана Грозного, не отменяет жестокости Ивана Васильевича. Если католические инквизиции предали смерти меньше народу, чем судилища протестантов, еще не следует их обелять. Окончательные выводы можно делать лишь в том случае, когда историки будут располагать верными данными, а не науськиваемые пропагандой противной стороны. В настоящее время мы скорее глотаем пыль, поднятую скорее копытами дьявола или лошади под ним, чем вооружены серьезным и сведениями. В данном случае наши разногласия базируются на личных предпочтениях.
Читайте: Еретиков сжигали из любви к людям