Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк-Шёнхаузен (Otto Eduard Leopold von Bismarck-Schönhausen) родился 1 апреля 1815 года и стал легендой еще при жизни, осуществив в 1871 году объединение Германии «железом и кровью», за что был прозван Железным канцлером. Известный немецкий литератор Эмиль Людвиг (Emil Ludwig) писал, что «Бисмарк похож на портреты кисти Рембрандта». Мы его покажем с иного ракурса, используя прижизненный шарж и карикатуру.
«Ненависть противников на протяжении 80 лет освещала его вспышками своих молний, - утверждал его биограф, - не слишком любимый при жизни, ибо сам он мало кого любил, после смерти обреченный застыть статуей, ибо душа его так никому и не открылась, - он стоит среди немцев неким каменным Роландом».
Политический эквилибрист: «Мир принадлежит мне!» Карикатура из французской газеты, изданной во время франко-прусской войны 1870-1871 годов. Людвиг полагает: «В то время в Европе Бисмарку не было равных по уму. Короли и императоры не умели думать или не умели действовать, Франц Иосиф был слишком неопытен, Наполеон слишком изношен, Александр слишком равнодушен, Вильгельм, Виктория, Виктор Эммануил слишком посредственны для того, чтобы вести политику согласно своим внутренним представлениям; Гладстон и Дизраэли еще не в полной силе, Горчаков слишком тщеславен».
«Роль посредника в деле заключения мира (между Россией и Турцией) я понимаю так: быть честным маклером (ehrlicher Makler), который уладит дело», - сказал Бисмарк на заседании рейхстага 19 февраля 1878 года. К его эпитету «железный канцлер» (Eiserne Kanzler) прибавился еще один - «честный маклер». "Берлинский тореадор". Канцлер Бисмарк подчиняет Римско-католическую церковь в образе разъяренного быка в папской тиаре.
Современники отмечали, что Бисмарк уверенно играет со своими противниками, которые ожидали от него высокомерия и замкнутости, а встречали только учтивость и видимую откровенность. На иллюстрации изображен не противник канцлера, а его покровитель - кайзер (император) Вильгельм I.
Одна берлинская газета о возвышении Бисмарка отозвалась так: «Он начал свою карьеру как сельский дворянин со средним политическим образованием, чьи понятия и познания нисколько не превышали тех, что составляют общее достояние всех образованных людей. Вершины своей парламентской славы он достиг в 1849-1850 годах, выступал с трибуны резко и бесцеремонно, небрежно до фривольности, порой остроумно до грубости - однако когда он высказал хоть какую-нибудь политическую мысль?» Иллюстрация из французского журнала 'Le Petit Journal' от 14 апреля 1895 года.
Лучше всех понял канцлера французский писатель Проспер Мериме, который пророчески писал: «Бисмарк остроумнее, нежели подобает быть немцу, это Гумбольдт от дипломатии. На вид он совершенно лишен душевности, но исполнен остроумия. Он слишком хорошо подготовлен, чтобы с ним связываться. Мы еще наглотаемся из-за него неприятностей». Наполеон III (1808-1873) - император Франции с 1852-го по 1870 год. Отто фон Бисмарк (1808-1783), германский канцлер. Карикатура Джона Тенниэла из лондонского "Панча" от 28 июля 1866 года.
Канцлер возражает против войны с Россией: «Нерушимая империя русской нации, сильная своим климатом, своими пустынями и своей неприхотливостью, потерпев поражение, осталась бы нашим природным и жаждущим реванша врагом, точно так же, как нынешняя Франция на Западе. Разгром целой национальности, даже куда более слабой - польской, не удался великим державам и за сто лет». Карикатура "Неудержимый турист" - The Irrepressible' Tourist' Джона Тенниэла (John Tenniel) из английского журнала "Панч" (Punch) изображает Бисмарка как политика, жадного до приобретения колониальных территорий для Германии.
Kulturkampf - "борьба за культуру". Период борьбы (с 1872-го по 1886 год) правительства во главе с канцлером за установление государственного контроля над Римско-католической церковью. Бисмарк боролся за власть над созданным его трудами государством, а вовсе не за культуру. "Я надеюсь еще дожить до того, как корабль дураков нашей эпохи разобьется о скалу христианской церкви!" - за четверть века до "культуркампфа" восклицал Бисмарк, выступая в ландтаге. Когда канцлеру напомнили это его высказывание, Бисмарк дерзко ответил: тогда он имел в виду протестантскую Церковь.
Немецкий поэт и писатель Теодор Фонтане (1881): «Против Бисмарка в народе понемногу собирается гроза, в верхних слоях она созрела уже давно. Не его карательные меры напрямик ведут его к краху, а его подозрения. Это большой гений, но маленький человек». Ницше: «В одеянье рваном, старом, Немец ум обрел недаром, Что же сталось с ним потом? Ходит в платье строгом, новом, - Сшита Бисмарком обнова, - но расстался он с умом!» Карикатура Эдварда Линли Самбурна (Edward Linley Sambourne) в "Панче" как иллюстрация бесцельной борьбы канцлера против социалистов. Чем глубже их засовывают, тем сильнее они выскакивают.