Словно огромный кусок пастилы просится в рот какого-то великана. Такие виды вполне обычны для полярного архипелага, который мы называем на немецкий лад Шпицбергеном (Spitzbergen), а по-норвежски - Свальбард (Svalbard). Здесь самая северная часть королевства Норвегии. Хозяйственную деятельность на архипелаге, помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только Россия.
По соглашению 1872 года, право на Шпицберген закреплялось одновременно за Россией и Швецией, куда в то время входила Норвегия. Но во время Гражданской войны в России, в феврале 1920 года, восемь государств (США, Дания, Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Великобритания и Швеция), без учета мнения России, которую эти страны успешно грабили, передали Норвегии суверенитет над Шпицбергеном.
В России считают, что наши поморы почти девять веков назад первыми бросили якорь в районе архипелага. В Норвегии уверены, что викинги их несколько опередили. На острове Западный Шпицберген есть российский населенный пункт - поселок Баренцбург, а также законсервированные поселки Пирамида и Грумант.
Поскольку письменных свидетельств об открытии не сохранилось ни в наших летописях, ни в скандинавских хрониках, право открытия архипелага закрепили за знаменитым голландским мореплавателем Виллемом Баренцем (Willem Barentsz). Он побывал на островах в 1596 году, которые по-немецки называются Шпицберген, то есть «остроконечные горы».
Воды возле Шпицбергена были богаты рыбой, здесь водилось много китов и моржей, зверьков с ценным мехом. Стоит ли удивляться, что сюда потянулись и русские поморы, и норвежцы, и англичане, и голландцы. Свои права на архипелаг еще в XVII веке предъявили Англия и Дания (в состав последней до 1814 года входила Норвегия). Голландцы хоть прав и не предъявляли, но организовали поселение китобоев.
В середине XVIII века к Шпицбергену отправилась русская научная экспедиция, но русского поселения там так и не появилось. В конце XIX века на Шпицбергене обнаружились большие запасы угля, которые немедленно принялись разрабатывать предприниматели из Британии, США, Швеции (в 1814-1905 годах в ее состав входила и Норвегия), Германии и России.
Изучением архипелага занялись знаменитые норвежские полярники Фритьоф Нансен (Fridtjof Nansen) и Руаль Амундсен (Roald Amundsen), сюда же плавала русская экспедиция во главе с Владимиром Русановым. Но вопрос о статусе островов так и не могли решить. Вплоть до 1920 года они оставались "ничейными".
Основными претендентами на Шпицберген были Россия и Норвегия - именно к их берегам ближе всего расположен архипелаг. Но в 1920 году в нашей стране бушевала гражданская война, и принять участие в разделе островов она не могла. Потому фактически за нашей спиной в Париже был подписан Шпицбергенский трактат. США, Англия, Франция, Италия, Япония, Голландия и Швеция согласились передать архипелаг Норвегии. В 1925 году он был официально объявлен частью этой скандинавской страны. Норвежцы быстро организовали здесь свои поселения.
По ориентировочным данным, у берегов Шпицбергена есть крупные запасы углеводородов. И кто это должен добывать? И должен ли, если норвежцы ввели рыбоохранную зону? Если они начнут добычу нефти и газа в этой зоне и попытаются не допустить туда Россию, это уже будет прямое нарушение договоров. Но пока углеводороды не разведали, потому дело ограничивается спорами вокруг законности или незаконности задержания российских судов.
В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище (Svalbard Globale frøhvelv), иначе называемое «хранилищем Судного дня». В этом зернохранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны.