Принадлежность к масонам князя Александра Васильевича Суворова (13 (24) ноября 1730 - 6 (18) мая 1800) - генералиссимуса российских сухопутных и морских сил - историки отвергают, как ненаучные представления или миф, сочиненный самими вольными каменщиками. Однако это не означает, что он не посещал масонские ложи, из природного любопытства и как военный разведчик. Сославшись на свою принадлежность к петербургской ложе «Aux Trois Etoiles» («Три звезды»), подполковник Суворов в январе 1761 года посетил ложу «Zu den Drei Kronen» («К трем коронам») в Кенигсберге. Прусские масоны не стали требовать формальных доказательств от сына генерал-губернатора и сразу возвели его в пятую степень. Исследователи русского масонства (например, академик А.Н. Пыпин) не смогли обнаружить петербургскую ложу «Три звезды». Она была выдумана Суворовым, чтобы попасть в прусскую ложу.
Единственный случай посвящения Александра Сергеевича Пушкина (26 мая (6 июня) 1799 - 29 января (10 февраля) 1837) в масоны произошел 4 мая 1821 года в кишиневской ложе «Овидий», о чем записано в дневнике поэта. Одной из причин того, что эта ложа не дождалась официального признания, был факт посвящения в «вольные каменщики» болгарского архимандрита Ефрема, жившего тогда в Кишиневе. Следовательно, посвящение Пушкина в масонство было неофициальным, хотя и проходило с соблюдением всех тонкостей ритуала. 1 августа 1822 года Александр I подписал указ о запрете всех масонских лож. В сентябре 1818 года Пушкин подавал прошение о приеме в ложу «Трех добродетелей» в Санкт-Петербурге, но ему было отказано. Формально Пушкин в масонство так принят и не был.
Литератор и историк Николай Михайлович Карамзин (1 [12] декабря 1766 - 22 мая [3 июня] 1826) в феврале 1783 года получил отпуск на 11 месяцев и уехал в Симбирск, где вступил в масонскую ложу «Златого венца». Для заседаний членов ложи «Златого Венца» симбирским помещиком В.А. Киндяковым в своем поместье Винновка (ныне в черте города) был построен (масонский) храм во имя Св. Иоанна Крестителя. В этой ложе не только читали письма и всякую всячину, но и упивались шампанским так, что к утру мертвецки пьяных масонов развозили по домам. На этот путь Карамзина толкнуло знакомство с масоном из кружка Н.И. Новикова - симбирским помещиком Иваном Петровичем Тургеневым, бывшим адъютантом московского военного губернатора. Он же ввел Карамзина в круг московских масонов, которым руководил Новиков и другие члены Дружеского ученого общества. Не из масонства ли берут свое начало некие лжеисторические изыски Карамзина?
Русский поэт, драматург и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов (4 [15] января 1795 - 30 января [11 февраля] 1829) . Как большинство аристократов его времени, он состоял в самой многочисленной петербургской ложе «Les Amis Reunis» («Соединенные друзья»). В начале 1817 года Грибоедов стал одним из учредителей масонской ложи «Благо» - Du Bien. За легитимацией обратились в шотландские ложи, которые были в России, а потом в Великую провинциальную ложу России. Получили отказ. Грибоедов хотел, чтобы эта ложа вела работы, всю масонскую деятельность, на русском языке, чтобы способствовать делу российского просвещения. Первую половину 1826 года Грибоедов находился под следствием по делу декабристов. Никаких обвинений против него не выдвинули. Выяснилось, что задолго до мятежа на Сенатской он вышел из масонской ложи. «Сто прапорщиков хотят изменить государственный быт России», - припечатал декабристов гениальный Грибоедов.
Петр Яковлевич Чаадаев (27 мая [7 июня] 1794 - 14 [26] апреля 1856), который сам себя аттестовал как «христианского философа», был членом масонской ложи «Соединенных друзей», «Друзей Севера» (блюститель и делегат в «Астрее»), в 1826 году носил знак восьмой степени «Тайных белых братьев ложи Иоанна». Отвергая исторические факты, наивно полагал Запад олицетворением тройственного единства: религии, культуры и нравственности. Приверженец католицизма, он как бы «не заметил» протестантизм, отсюда единство религии. И только европейские революции 1830-го и особенно 1848 года убедили его в обратном, и место Запада заняла у него Россия. Закономерный конец либеральной идеи честного мыслителя. Его разрыв с масонством обусловлен пустопорожними разговорами «братьев» вместо действия и бесцельной обрядностью.
Представитель российского политического масонства Александр Федорович Керенский (22 апреля [4 мая] 1881 - 11 июня 1970) вступил в одну из лож «Великого Востока народов России» в 1912 году. Эти ложи не признавались братьями «Великого Востока Франции» и другими зарубежными масонскими ложами, их считали политическими кружками. Так что формально и министр-председатель Временного правительства все же не был масоном.
Один русский эмигрантский критик и поэт в 1930-е годы высказал предположение, что Николая Степановича Гумилева (3 [15] апреля 1886 - 26 августа 1921) в 1917-м или 1918 году в Париже «приняли в мистическую ложу английских вольных каменщиков». В подтверждение были приведены лишь строки из гумилевского стихотворения «Средневековье». И все! С другой стороны, в своих прозаических штудиях, таких как «Путешествие в страну эфира», говоря о мистических увлечениях «неразличения между добром и злом», создатель школы акмеизма отрицательно отзывался о масонских символах «андрогина», «роз» и «драгоценностей». С масонской символикой ассоциировалось название течения «акмеизм». «Акме» - анаграмма «Кадм», Адам Кадмон из каббалистического учения. В масонстве образ Адама Кадмона соотносился с шестиконечной звездой (звездой Давида). Был ли поэт масоном, так и остается загадкой.